Христос — Чудо истории (Статья неизвестного автора)

logo
Христос - Чудо истории (Статья неизвестного автора)


Христос Пантократор. Третья четверть XIII, Хиландарская ризница.
Чтобы правильно понять и определить, что такое христианство в своем существе, надобно знать, Кто и Что был его Основатель. В том и заключается, между прочим, коренное различие христианства от всех других религий, какие только когда-либо были на земле, что оно представляет собою точный отпечаток личности Иисуса Христа. Изучать и представлять христианство само по себе, отдельно от его Основателя, значило бы вовсе его не изучать или изучить в извращенном виде. В этом смысле и погрешают все современные ученые, желающие видеть в христианстве только учение, систему религиозных и моральных понятий. Хотя и с этой точки зрения рассматриваемое христианство может быть понято, как нечто, выше всех других учений человеческих стоящее, но это будет все-таки не оно в его истинной сущности. Это будет его состав, скелет, может быть покрытый красивой оболочкой, но без души, без внутренней живой силы.
Душа христианской религии, ее живая и притом вечная сила – это Иисус Христос. Вечная сила, не меньшая и теперь, и всегда, как и в первые дни христианства на земле, животворная, укрепляющая и возрождающая, источник живой воды, как об этом сказано в беседе с самарянкой (Ин. 4, 10-14), никогда не оскудевающий, непрерывно дающий поток духовной жизни, навеки утоляющий жажду ищущих, труждающихся и обремененных. Хлеб жизни, как говорится в том же Евангелии (Ин. 6, 35), удовлетворяющий все высшие, благороднейшие, изысканные, в духовном отношении, вкусы, насыщающий всех истинно алчущих, не желающих жить единым хлебом тленным. «Как пирамиды возвышаются над равнинами Египта, так Христос высоко стоит над всеми человеческими учителями, основателями религий и сект» – так говорят о Христе многие богословствующие писатели. Такое сравнение нам кажется малоподходящим и ничего, в сущности, не объясняющим. Внешняя высота, количественная степень тут не имеют значения. Если надобно придумывать вообще какое-либо сравнение для данного случая, то ближе всего будет сравнить Иисуса Христа с солнцем, которое дает всему не только земному миру, но и миру небесных светил обильный свет и теплоту жизни. Перед Ним все величайшие люди человеческой истории, не исключая богодухновенных пророков Ветхого Завета, – только планеты, светящиеся Его светом (а не своим собственным). Но если мир всех небесных светил не вечен, а подлежит разрушению в определенное время, то Он, Христос, есть вечное солнце, которое никогда не померкнет, но будет светить без конца и без предела.
Никакие сравнения, никакие измерения, допускаемые обычно во всех научных исследованиях, не имеют приложения в отношении к личности Основателя христианства. Больше того, всякая попытка сделать описание духовного образа Христа, раз она предпринята, теряет под собою реальную почву. Церковное предание символически подтверждает это сказанием о том, как один из живописцев времени Иисуса Христа напрасно пытался красками изобразить лик Христов: как ни старался, ничто не выходило. У нас нет ни красок, ни слов, достаточных для того, чтобы воспроизвести более или менее точно образ Того, Кто есть в особенном смысле «Сын Человеческий». «Уже девятнадцать веков, – пишет один ученый, – протекло с тех пор, как Господь жил на земле; но можно сказать, что Он еще не сходил с нее. С тех пор миллионы людей положили жизнь свою за Него, а другие враждуют против Него; но везде еще идет о Нем дело: то нападают на Него, то защищают Его, то молятся Ему. Потомство еще не настало для Него: и в настоящее время нельзя найти еще руку, которая бы хладнокровно могла нарисовать Его даже видимый образ».
Не только маловерующие, но даже и совсем неверующие по-христиански писатели останавливаются перед образом Иисуса Христа, как перед беспримерным в истории человеческой, как перед чудом, необъяснимым с обычных точек зрения. Всякий человек, как бы он ни был велик и гениален, всегда представляет собой человека известной эпохи, известной национальности, местности. Явление великих людей в мире, так или иначе, поддается историческому объяснению, на основании тех или иных данных, по закону естественной эволюции. Круг деятельности их и границы влияния их определяются более или менее точно, со стороны пространства и времени. Те или иные типические черты их мировоззрения, личной жизни и характера отпечатываются на страницах истории с достаточной определенностью и рельефностью. В отношении к некоторым из государственных и общественных деятелей исторические данные настолько полны и обстоятельны, что математически точно выводятся и причины их появления в данное именно время, и степени воздействия их как на современников, так и на известное число лет в будущем. Но, во всяком случае, все они, одни раньше, другие позже, отходят в историю, сменяются новыми гениями и пророками и все больше и больше забываются. Об этом искренно поведал Наполеон I генералу Бертрану на острове Святой Елены: «Исчезла слава Цезаря и Александра, их забыли, забудут и нас. Имя того или другого завоевателя и императора останется только темой для школьных задач; их дела попадут под удар педанта, который волен или похвалить или отругать их.
Какая пропасть между моим глубоким несчастьем и вечной славой Христа, между мной и Христом, Который после смерти был проповедан всем концам земли, прославлен, сделался предметом безграничной любви и всемирного поклонения! Значит ли это – умереть? Напротив, это значит жить. И человека ли это смерть? Нет, это смерть Богочеловека».
Разве можно было бы указать в личности Христа что-нибудь национальное, иудейское? Он родился и жил в Иудее, родственники Его по плоти были иудеи, Матерь Его была из рода Давидова, говорил Он языком иудеев того времени; ученики Его были иудеи, никуда из иудейской земли Он идти не думал (Я послан… к погибшим овцам дома Израилева, говорил Он [Мф. 15, 24]). И, однако же, ни в Его жизни, ни в учении нет никаких следов иудаизма, как нет и признаков беспочвенного космополитизма: Он стоял выше всяких чисто земных и преходящих настроений. Он стал известен и понят затем лучшими людьми из греков и римлян. Но это не значит, что в Его учении можно было найти что-либо специально греческое и римское. Он не обнаружил склонности и пристрастия ни к философии, ни к праву, ни вообще к каким-либо сторонам античной культуры. Он одинаков был и для Запада, как и для Востока. Он оказался величиною непреходящей, общечеловеческой, всеобъемлющей. Он стоял, несомненно, выше времени, места, выше всяких политических, народных и общественных условий, вне и выше всяких сект и школ, толков и направлений.
Поэтому Он не принадлежит одной какой-либо эпохе, а на все времена Он один и Тот же. Он живет в истории, на всем ее пространстве, так полно и существенно, что для Него нет прошедшего, нет и будущего, а только одно продолжающееся настоящее. Около Его имени велись и ведутся ожесточенные споры всевозможных религиозных, моральных, философских мировоззрений, друг друга опровергающих и низлагающих; одни падают, другие восстановляются и вновь рождаются. А Он единый и все Тот же, неизменно, из рода в род, из века в век. Изучается, ставится на суд науки и культуры, как предмет пререканий – как сказал праведный Симеон Богоприимец (Лк. 2, 34), и все же пребывает неисчерпаемым, как истина абсолютная и бесконечная.
И враждуют против Него, поднимают бунт, вызывают на последний крайний бой, в понятиях, суждениях, воззрениях, уставах и обычаях; иногда отходят от Него далеко, совсем в другие лагери, но и снова потом возвращаются к Нему, как единственному маяку, дающему всегда обильный свет, среди непроницаемой тьмы, среди рассвирепевших волн житейского бурного океана.
И только Его свет всегда светится и во тьме, и только Его свет никакая тьма не обнимает (Ин. 1,5).
Источник: Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о Двунадесятых праздниках (в 2-х томах). От Рождества Богородицы до Сретения Господня (1 том). СТСЛ. М.: «Правило веры», 2008.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...