Хотьковские сезоны

logo

Хотьково — город богатейшего культурного наследия. Вся его история тесно переплетена с именами, судьбами и творчеством мастеров живописи, скульптуры, художественного промысла. И сегодня это бесценное наследие не только бережно сохраняется, но и приумножается год от года. Так, в этом году на территории Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. Васнецова проводится уже третий симпозиум скульпторов "Хотьковские сезоны". На днях я отправился в АХПК, чтобы узнать все подробности проходящего там мероприятия.

Скульпторы раместились довольно компактно, на поляне за углом здания колледжа. Отыскать эту поляну не составляет труда — её выдаёт густой гул болгарок и перфораторов. По мере приближения гул становится всё сильнее, и вот уже из плотной завесы белой пыли проступают очертания мощных известняковых глыб и самих скульпторов. Все — довольно крепкие бородатые мужчины, покрытые всё той же пылью и чем-то напоминающие могучих скандинавских дварфов, трудящихся над обработкой богатств из недр земли… Уже сходу чувствуется некая сказочность всего здесь происходящего.

Меня встречает мужчина с богатырским торсом — Александр Ненажный, скульптор и один из организаторов симпозиума. Мы перемещаемся под тент, где разместился стол для чаепитий. Чуть позже к нам присоединяется и Юрий Павлович Хмелевской — основатель, идейный вдохновитель и главный ораганизатор "Хотьковских сезонов". За неспешным разговором я узнаю историю и подробности происходящего здесь мероприятия.

Несколько лет назад, году ещё в 2010, хотьковских мастеров к себе пригласила мэр города Рита Тихомирова. Пригласила, чтобы обсудить, как украсить город, сделать его лучше. Для скульпторов этот реверанс со стороны властей оказался приятной неожиданностью, ведь у города немало других проблем — ЖКХ, образование, здравоохранение, а тут такой неподдельный интерес к культурному облику Хотькова.

На той памятной встрече Юрий Павлович Хмелевской и предложил идею проведения "Хотьковских сезонов": администрация организует и финансирует мероприятие, а мастера оставляют свои творения в дар городу — такое вот взаимовыгодное сотрудничество. В 2011 году состоялся первый симпозиум в посёлке ОРГРЭС. А уже второй съезд прошёл через год на базе АХПК им. Васнецова. Колледж охотно приютил симпозиум на своей территории — ведь тут присутствие скульпторов более чем уместно. Тем более, что многие из них — выпускники этого учебного заведения. В прошлом году съезд скульпторов не состоялся из-за проблем финансирования, но в этом году хотьковская администрация всё же изыскала средства для продолжения традиции.

Так уж получается, что состав участников "Хотьковских сезонов" довольно сильно меняется год от года, но количество их всегда остаётся одним и тем же — 8 человек. Число это словно заколдованное. Сегодня на площадке симпозиума трудятся не только местные мастера, но и гости из Москвы, Рязани, Калужской области.

"Единой строгой темы у нас нет, — признаётся Юрий Хмелевской, — каждый мастер здесь реализует свою задумку. Эта свобода самовыражения уже стала визитной карточкой "Хотьковских сезонов". Тем не менее, есть общий слоган "Творчество — душа города", и каждый из нас понимает, что создаёт скульптуру для конкретного города, у которого есть своя культура, история, традиции. Так что лейтмотив всё же прослеживается. У нас нет заказа со стороны администрации, но каждый автор хотя бы приблизительно представляет, какую часть Хотькова может украсить его скульптура, и учитывает это при её создании".

Предыдущие "Хотьковские сезоны" уже принесли свои плоды — творения мастеров можно детально рассмотреть и пощупать на главной административной улице города, около КДЦ (Культурно-досугового центра). Здесь найдётся место и будущим произведениям скульптуров — по замыслу городского руководства тротуар вдоль улицы Михеенко должен в скором времени превратиться в Аллею художников. А не за горами и создание городского историко-культурного парка "Покровский", где скульптурные композиции также будут востребованы. Впрочем, это дела будущие, а пока — трудоёмкий процесс скульптурного творчества. Процесс этот для человека непосвящённого загадочен и даже сказочен, а потому — о нём подробнее.

Я уже говорил о том, что бородатые, покрытые известняковой пылью скульпторы напомнили мне сказочных скандинавских дварфов. Во многом потому, что работают они с камнем. И начинается всё с выбора этого самого камня. Вот что об этом рассказывает Юрий Хмелевской:

"Известняк — порода куда более мягкая, податливая, чем гранит или базальт. Из такого материала можно успеть сделать скульптуру за месяц, поэтому именно с этой породой мы и работаем во время "Хотьковских сезонов". Тем не менее, известняк известняку — рознь. Разное качество, фактура. Эта порода формируется за счёт кальцидных отложений и потому бывает неоднородной, рыхлой, богатой примесями. В прошлые годы мы пользовались материалами с владимирских складов. В этом году мы отправились на поиски нужных камней опять же под Владимир, но уже непосредственно на карьер.

Карьер довольно старый, в районе посёлка Мелихово. Там очень качественный, искристо-белый известняк, он блестит и играет на солнце. Из такого известняка ещё в древние времена строили знаменитые церкви Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского… На большинстве карьеров известняк добывают с применением взрывных технологий, что превращает породу в щебень, и даже крупные глыбы там покрыты огромным количеством микротрещин, так что работать с ними скульптор в дальнейшем не может. А под Мелиховом куски известняка добывают методами долбления, высверливания, сохраняя целостность материала. Это нам подходит. Мы побродили по карьеру, выбрали подходящие нам глыбы, и уже скоро они предстанут в виде полноценных скульптур".

Однако выбрать подходящий камень — это лишь начало пути. Дальше автор должен увидеть в нём своё будущее творение. 

И прежде чем по завету Микеланджело отсечь от монолита всё лишнее, скульптор воссоздаёт свою идею в виде эскизов на бумаге и объёмных пластилиновых фигурок. Но и это — лишь шаг на пути к шедевру. Перенести пластилиновую модель на камень никогда не получается досконально — порода сопротивляется, проявляет характер, так что творцу много раз приходится корректировать свой замысел, бороться и договариваться с каменным монолитом. Помогают скульптуру немногочисленные инструменты — поначалу болгарка и перфоратор, а уж потом, в деталях — молоток и различные скарпели (что-то вроде стамески).

Во время моего визита на площадке работало несколько скульпторов. Я подошёл к каждому, чтобы узнать над чем трудятся мастера и в чём заключается их замысел.

Богатырь Александр Ненажный творит из камня человека, в чём-то подобного себе. "Это Хотонег. По одной из версий, этот легендарный персонаж ещё во времена палеолита основал на территории нынешнего Хотькова стоянку первобытных людей, поселение. От него и идёт, мол, название города. Мой Хотонег расправляет плечи, символизируя возрождение Хотькова".

Совсем другая задумка у Сергея Лопухова из Обнинска, участника многочисленных скульптурных фестивалей в Европе, Азии и даже Южной Америке. Из известняковой глыбы Сергея постепенно рождается Сирин — мифологичекая птица с головой прекрасной девушки. Этот персонаж славянского фольклора издавна символизирует творческое начало. 

"У меня множество идей, которые я придумываю долгими зимними вечерами, — рассказывает Сергей. — Сирин был одной из них. А тут я увидел камень и сразу понял, что он именно для этой задумки". Скульптура Сергея ещё далека до завершения, но уже сейчас в ней чувствуется необычайная пластика, натяжённость линий, объёмность форм. Кстати, для Хотькова Сирин — совсем не случайный мифологический персонаж, ведь он сразу вызывает ассоциации со сказочными сюжетами Васнецова, творившего в Абрамцеве. Да и на гербе Хотькова присутствуют сразу две Жар-птицы — недалёкие пернатые родственницы Сирина.

"А это у вас кто?", — спрашиваю у Валерия Кравченко из Москвы. "Это лев-хранитель, — отвечает он и продолжает, — во времена моего детства на крыше храма заброшенного Покровского монастыря росли деревья. Мы тогда мечтали, что когда-нибудь монастырь возродится и предстанет в былой красе. 

И вот оно — случилось! А ведь вы знаете, что у ворот монастыря когда-то было два гипсовых льва — они были словно хранители города. Один из них пропал, а второй остался в одиночестве. Так вот я ему пару делаю, надеюсь, приживётся. Мой лев совсем не похож на первого — он на основе архитектурных форм: ноги — колонны, задняя часть — ионическая волюта, а спина словно капитель, ну и так далее. Пусть будут два разных льва — каждый со своим характером".

Сергей Симухин трудится над небольшими фигурками упитанных людей, отдыхающих на пляже. "Крым наш, — поясняет он с улыбкой, — так что пусть вместо заграничных садовых гномов будут мои пляжные россияне". А вот Павел Плотников ваяет девушку с цветами, которую, по его признанию, ему навеяла васнецовская Алёнушка.

И это лишь часть будущих скульптур, а ведь есть ещё множество других — например, Пётр и Феврония авторства рязанского художника Раисы Лысениной. Её творение скорее всего украсит хотьковский "мост влюблённых", где по традиции молодожёны вяжут ленточки и прикрепляют замки на долгую супружескую жизнь.

Пока я общался с мастерами, нас посетил местный гусляр Николай Вяткин. Тут уже все скульпторы заглушили свои инструменты и расселись за чайным столом, чтобы послушать переборы струн и приобщиться к древнему музыкальному таинству. Застолье получилось очень органичным — гусляр играет, скульпторы отдыхают и вдохновляются для новых свершений, а я потихоньку конспектирую. Говорят, закрытие фестиваля обещает быть красочным — тут можно будет и посмотреть законченные творения скульпторов, и послушать такие необычные музыкальные инструменты как гусли и волынка, и вообще проникнуться духом хотьковского творчества. Наверняка, и самые-самые официальные лица района приедут. Так что история эта с продолжением. Как говорится, до новых встреч.

Источник: Газета Ярмарка

 


Контекстная справка

[1]Крым с другой стороны
В общем, я теперь тоже отношусь к категории людей, которые считают, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз должен побывать в настоящем походе. То есть чтобы там, в походе, у него были... подробнее...

[2]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области.Население 21697 жителей... подробнее...

[3]Тихомирова Рита Григорьевна
Родилась 19 января 1963 года в Тверской области. В 1982 году с отличием окончила Ленинградский строительный жилищно-коммунальный техникум и была направлена по распределению на работу в... подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.