В редакцию обратились жители домов, не оборудованных счётчиками тепла. Они с удивлением узнали, что нынешней зимой (которая была по температуре мягче обычного) платили за отопление в 3 раза больше тех, кто имеет приборы учёта. Откуда такая разница в платежах за теплоснабжение, спрашивают читатели? Многие также задаются вопросом, а куда девается разница между реальной ценой тепла (если дом оборудован счётчиком) и платой населения по усреднённому тарифу?
Правительство давно обязало все управляющие компании установить общедомовые счётчики, в том числе и на потребляемую тепловую энергию. Видимо, большинство коммунальщиков применили в этой ситуации правило НВО: не спеши выполнять — отменят. С отменой не вышло, но воз и ныне там. Общедомовые счётчики на тепло имеют лишь единицы. Остальные оплачивают эту коммунальную услугу по нормативу, который, например, в Сергиевом Посаде составляет 0,0162 Гкал за 1 кв.м.
О существующей системе оплаты теплоснабжения мы говорили с УК и предприятиями, совмещающими функции ресурсоснабжения и коммунального обслуживания. Вот что прозвучало в комментариях собеседников.
Не жди погоды у ЖКХ
»»» Леонид Чупраков, консультант по коммунальным вопросам, в прошлом руководитель коммунальной компании:
— Мне понятно, почему у жителей возникают такие вопросы. Действительно, минувшая зима была теплее обычного, а многие ещё помнят, что в зависимости от зимней температуры по окончании отопительного сезона прежде производился перерасчёт. Но с 2006 года после постановления правительства РФ №307 о порядке предоставления коммунальных услуг эта практика не применяется. Закрепляются новые правила предоставления коммунальных услуг постановлением правительства РФ №354 от 2011 года.
Иногда жильцы настаивают, чтобы им был произведён перерасчёт за те дни, когда батареи во время отопительного сезона были холодные. Теперь жилые новостройки оборудованы коммунальными системами, которые позволяют оперативно маневрировать с теплоснабжением. Жители настаивают: если радиаторы парового отопления не действовали, значит, по их мнению, услуга не предоставлялась.
В упомянутом постановлении №354 есть разъяснение на этот счёт. Температура в квартире определяется не по радиатору, а на пересечении диагоналей в метре над полом. Если нормативные градусы выдерживаются, теплоснабжение считается нормальным и оснований для пересчётов по действующему законодательству нет. Но в существующей системе есть слабое звено, где ещё немало возможностей для энергосбережения. Управляющие компании заключают договор с ресурсоснабжающими предприятиями о температурном графике подаче тепла в зависимости от погоды. Но чаще всего УК не в силах настоять на выполнении договора. А когда ресурсоснабжение и обслуживание в одних руках, компания контролирует сама себя.
Если жильцы не установили счётчики тепла, платить придётся по тарифу. Для каждого конкретного случая поселение рассчитывает тариф по формуле и защищает в областном министерстве экономики. По существующему закону УК обязана день в день через РКЦ расщепить платежи и перевести причитающуюся долю поставщику тепла. Тот рассчитывается за газ и электроэнергию, остальное — собственные средства предприятия. Практика показывает, что это не более 15 процентов от сбора за теплоснабжение. На необходимую модернизацию ЖКХ и технологии энергосбережения этих средств определённо не хватит.
На экономию придётся раскошелиться
»»» Сергей Шестаков, глава совета дома с непосредственным управлением, посёлок Ферма:
— Мы сами себе управляющая компания, поэтому ещё пять лет назад поняли, что без счётчиков тепла нам не обойтись. Ничто так не дисциплинирует в быту и не настраивает на бережливость, как приборы учёта. На проект экономии сначала пришлось потратиться. Сегодня мы можем утверждать, что приборы учёта окупились за два года.
В холодную зиму 2010 года жильцы нашего дома платили за тепло в два раза меньше соседей из других домов, где предпочитают рассчитываться за теплоснабжение по усреднённому тарифу. А в минувшую тёплую зиму наши платежи за теплоснабжение были в три раза меньше начислений по тарифу. Хочешь быть богатым — не скупись на экономию.
»»» Александр Коган, глава Госжилинспекции Подмосковья (из интервью проекту Недвижимость Mail.ru):
— Нам поступает много жалоб от жителей на неправильное начисление квартплаты. Мы проверяем, заставляем УК пересчитывать весь дом. Уже много случаев, когда компании возвращают жильцам по нескольку миллионов рублей переначисленных платежей. В Одинцове, например, городская УК вернёт жителям дома в 795 квартир 9,6 миллиона рублей, которые они переплатили за отопление в течение двух лет. УК нарушила правила расчёта платежей за коммунальные услуги. Несмотря на то, что одинцовская Теплосеть в 2012-м установила на доме счётчик тепла, компания продолжала рассчитывать платежи по нормативу.
»»» Геннадий Егоров, руководитель УК ООО «Секар», обслуживающей девятиэтажный корпус в квартале «тысячник»:
— Мы в управляющей компании тоже поражаемся разнице между платежами по счётчику тепла и тарифу на теплоснабжение. Пробовали объясниться по этому поводу с партнёром — ресурсоснабжающей компанией СТЭК. На вопрос, откуда берётся сумма, которую нам выставляют за теплоснабжение, котельщики предложили задать тот же вопрос в областном министерстве экономики, где проходит согласование коммунальных тарифов. Думаю, что там укажут в сторону поставщиков газа и электроэнергии с их постоянно растущими расценками. За прошлый год цена на газ поднималась трижды.
У нас достойный партнёр, поставщик тепла аккуратно рассчитывается по своим обязательствам, у предприятия нет долгов за газ. В отопительный сезон было зафиксировано шесть прорывов на магистральных сетях. В сезонную профилактику компания будет разбираться с проблемными участками. Задача УК — действовать в интересах жильцов и в соответствии с экономической целесообразностью. Для нас очевидно, что нельзя медлить с установкой общедомовых приборов учёта горячей воды и теплоснабжения.
Технические условия подготовлены, установку счётчиков мы проведём уже в этом году. Потратим на это порядка полумиллиона рублей, но эти расходы окупятся. Предвидим сложности по некоторым частным случаям. Как быть с квартирами, где дюжина квартирантов или в гости к хозяевам жилплощади приехали многочисленные родственники. Очевидно, со временем будут предложены варианты справедливой оплаты услуг. А сегодня надо устанавливать счётчики и начинать новую, экономную, жизнь.
Все дороги — к модернизации ЖКХ
»»» Денис Жидких, гендиректор УК «Вектор-V», обслуживающей село Васильевское:
— Может, кому-то тёплая зима и была в прибыль, а нашу сельскую управляющую компанию утверждённые тарифы на теплоснабжение превратили в убыточное предприятие. В 2012-м в министерстве экономики нам утвердили рост тарифов на 6 процентов, в следующем сезоне добавили 14, а на этот сезон подтвердили рост на 1,9 процента. При защите расчётов мы убеждали экспертов, что такие тарифы не покроют расходы на обслуживание, называли более реалистичную цифру. Привлекали внимание к тому, что в поселении сложности с собираемостью платежей, что партнёр — ресурсоснабжающее предприятие в сложной финансовой ситуации. И вот теперь наши опасения подтвердились. Отопительный сезон мы закончили с долгом по теплоснабжению в 5,3 миллиона рублей.
В компании прошли три прокурорские проверки, нецелевого расходования средств не отмечено. Вместе с поселением ищем выход из создавшейся ситуации. Обратились за помощью к главе района, написали письмо губернатору. Надеемся, что выход будет найден и управляющая компания успеет подготовиться к очередному отопительному сезону.
»»» Владимир Ёлчин, заместитель директора Березняковского МУП «Ресурс» с функциями управляющей компании и ресурсоснабжающего предприятия:
— Модернизация и энергосберегающие технологии тесно связаны, одно без другого невозможно. В выигрышном положении коллеги, которые обслуживают новостройки с современными коммунальными сетями. А мы работаем с коммунальной инфраструктурой, которой уже полвека. Здесь необходимы значительные вложения, чтобы ЖКХ стало более мобильным и восприимчивым к энергосберегающим технологиям. Вот пример.
В прошлом году жители посёлка Березняки обратились в нашу компанию с намерением установить счётчики тепла. Здравая идея в духе современных требований. Но обследовав дома, мы убедились, что приборы учёта установить невозможно. Сети в старых домах посёлка устроены таким образом, что для установки приборов учёта пришлось бы провести фактически новую разводку.
На вопрос, куда деньги деваются, уплаченные за тепло, ответ теперь чёткий — все платежи уходят в РКЦ Мосэнергосбыта, как рекомендовали районная администрация и областное правительство. Львиная доля в этой сумме — платежи за газ и электроэнергию. И ещё надо погашать старые долги наших предшественников. Какая уж тут выгода от тёплой зимы, изыскать бы средства на подготовку к следующему отопительному сезону.
»»» Владимир Жульев, глава Березняковского сельского поселения:
— С теми же, что у нас, проблемами сталкиваются и в других поселениях. Полвека назад котельные строили с запасам, в расчёте на индустриальную составляющую. Сегодня эти теплоэнергетические объекты, естественно, не укладываются в концепцию энергосбережения. И сети не обладают необходимой технологической манёвренностью, чтобы экономить, скажем, на погодных перепадах. Хуже того, приходится эксплуатировать угольные и печные котельные, которые полностью морально устарели. Вынужденное поддержание таких объектов очень дорого обходится поселениям.
Обращений по этому поводу много, районная власть нашу озабоченность разделяет. Как и другие поселения, мы тоже представили перечень необходимой модернизации коммунального комплекса. Понятно, что речь идёт о средствах, которыми не располагают поселения и район. По нашей информации, глава района Сергей Пахомов сегодня прикладывает усилия, чтобы проект обновления районного ЖКХ был включён в областную программу коммунальной модернизации. Очень надеемся, что эта актуальная программа получит развитие.
Светлана АНИКИЕНКО
Источник: Газета Вперёд