ХАССП (аббревиатура от англ. HACCP) – система комплексных мер, которая предусматривает постоянное выявление, анализ и управление рисками, способными влиять на качество производимой продукции.
Сертификат ХАССП – документ, оформляемый в добровольном порядке, которым подтверждается, что действующая на предприятии система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) соответствует международным принципам ХАССП. Наличие такой системы управления качеством является обязательным для некоторых компаний (производственные предприятия и организации, оказывающие услуги в сфере общественного питания) согласно требованиям ТР ТС 021/2011.
Что проверяют в ходе проверки?
В процессе сертификации СМБПП, как и при оценке любой другой системы менеджмента объектами проверочных мероприятий выступает не готовая продукция, а процесс организации ее производства, влияющие на него факторы и другие процедуры связанные с производственным циклом. Поэтому часто сертификацию системы управления качеством называют сертификацией производства. При сертификации ХАССП рассматривается:
- используются ли производственные помещения по своему целевому назначению?
- периодичность техосмотров оборудования, его общее состояние, изношенность;
- организация учета материалов и сырья;
- соответствие рабочих мест санитарно-гигиеническим требованиям;
- порядок списания и утилизации отходов;
- квалификация и состояние здоровья сотрудников;
- учет брака, меры по снижению количественных показателей отбракованной продукции.
В ходе проведения проверки определяются критические точки производственного цикла, проводится анализ производственных опасностей и рисков, оценка планирования производственной программы и другие действия, направленные на подтверждение эффективности действующей СМБПП.
Как получить?
Процедура сертификации проводиться исключительно по желанию заявителя при условии положительного завершения всех обязательных мероприятий. В отличие от оценки соответствия продукции при сертификации ХАССП не требуется проведение испытаний готовых изделий. Весь процесс состоит приблизительно из таких этапов:
- обращение компании в центр сертификации систем менеджмента;
- проверка представленных документов, анализ их соответствия требованиям законодательства;
- при необходимости выезд эксперта на предприятия для проверки достоверности сведений указанных в представленной документации;
- оформление сертификата, регистрация во внутреннем реестре компании и выдача заявителю.
Сертификат действует на всей территории России в течение 3 лет.
Также стоит отметить, что все базовые принципы HACCP, которые должны быть внедрены на производственных предприятиях и в организациях общественного питания содержатся в ГОСТ Р ИСО 22000. Данный стандарт является основным нормативом, на который следует ориентироваться при разработке и внедрении СМБПП. Поэтому в условиях российского правового поля сертификация соответствия проводится именно в отношении этого ГОСТа. То есть, называемые в обиходе сертификаты ХАССП, это сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 22000.
Основные преимущества
Основной целью получения любого добровольного сертификата является стимулирование потребительского спроса и повышение конкурентоспособности продукции. Наличие сертификатов соответствия международным стандартам ИСО вызывает дополнительное доверие со стороны потенциальных контрагентов и увеличивает шансы на заключение крупных сделок, победу в тендерных процедурах от госзаказчиков. Кроме того сертификаты систем менеджмента качества положительно влияют на общий имидж и деловую репутацию производителя, способствуют расширению рынка сбыта и увеличению товарооборота продукции.
Получить дополнительную консультацию о том, как внедрить и сертифицировать ХАССП на предприятии можно в центре «БизнесСертификат» по ссылке: https://bizsert.ru/hassp-dokymentsiya/