«У нас в Хотькове все изобретатели»

logo
"У нас в Хотькове все изобретатели"

Эта фраза родилась так. Недавно заспорили со знакомым о том, есть ли сегодня в районе изобретатели?

— Да какие теперь изобретатели, в лучшем случае программисты, — утверждал мой собеседник. Вот раньше были на заводах изобретатели…

— Но как же так, — возражала я. — А полный портфель заказов на КХЗ и новая линейка изделий от 100-летнего оружейного завода. А госпремии за уникальные разработки НИИПХ, чьё нелетальное оружие самообороны всемирно известно. А современные резиновые эксклюзивы от создателей надувных «рессор» для лунохода от разработчиков НИИРПа. Кто не видел на недавнем военном параде ракеты нового поколения «Ярс», созданные при участии Хотьковского ЦНИИСМ. Разве это было бы возможно без настоящего духа изобретательства, которым всегда отличался оборонпром?

Спорить — так до конца. Прошу руководителей Хотьковского центра высокопрочных материалов «Армоком» познакомить с молодым изобретателем. И вот мы беседуем с Александром Пахомовым. В тридцать лет он возглавляет лабораторию разработки средств защиты для Вооружённых сил и различных спецслужб. Вместе с коллегами-учёными в 24 года получил свой первый патент за разработку мирового уровня. Сомнения насчёт современных изобретателей Александра Александровича даже развеселили. Тогда и прозвучала фраза, что в Хотькове все изобретатели.

Наш собеседник подтверждает это собственным опытом. Он сам вовсе не из маститой научной династии. Отец — водитель, мать работала лаборантом на заводе. Но некое «зажигание» этого самого духа изобретательства, конечно, должно произойти. Ему и сегодня как чудо из детства вспоминается собранный отцом своими руками трактор. С этим агрегатом домашний тракторостроитель отлично управлялся. Такой огонёк обязательно разгорится, если представится случай. Он и представился как по заказу.

Александр закончил обычную хотьковскую школу с довольно обычным аттестатом. Поступил в Московский университет леса, собирался работать на заводе древесно-стружечных плит. Вот тут-то и вмешался случай. В лесотехническом вузе оказался факультет электроники и системотехники, созданный по инициативе Главного космического конструктора Сергея Королёва. Отделение, понятно, тяготеет не столько к лесной отрасли, сколько к оборонпрому.

"У нас в Хотькове все изобретатели"

Студенческая подработка для молодой семейной пары Пахомовых с одного факультета лестеха тоже оказалась подсказкой судьбы. Александр устроился в «Армоком». Здесь на оригинальную, сделанную по индивидуальным чертежам оснастку, как паутину наматывают тончайшую нить, пока бронежилет, грудная пластина, другое изделие не станут настолько прочными, чтобы защитить от разлетающихся после взрыва осколков и прицельного выстрела.

Через полгода дипломированный инженер-технолог перешёл на работу в исследовательскую лабораторию «Армокома». Его специальностью стало сопровождение эксклюзивных разработок от компьютера в лаборатории до станков в цехе. Как у него это получалось, можно судить по тому, что вскоре он вошёл в группу разработчиков, которые первыми создали методом намотки защитный шлем из арамидного волокна.

В команде изобретателей были основатель и руководитель центра доктор технических наук, профессор Евгений Харченко, тогдашний начальник лаборатории, а ныне руководитель научно-исследовательского звена «Армокома» Илья Гавриков, научный руководитель проекта Владимир Анискович. Работать в такой команде — это особый университет, считает Александр Пахомов, который стал самым молодым в группе разработчиков обладателем патента мирового уровня.

Нам позволили самим оценить вес изделия. Внушительных размеров шлем оказался на удивление лёгким. Он гораздо легче и прочней металлической каски. Для шлема комплекта «Ратник», который «Армоком» разработал по заказу Министерства обороны и выпускает уже несколько лет, определён высокий стандарт защиты. Лёгкая арамидная «скорлупка» выдерживает попадание осколков со скоростью более 600 метров в секунду.

Возвращаем шлем манекену в полном облачении современного танкиста. Доспехи из арамидного композита защитят бойца не только от осколков и убойной пули из самой мощной снайперской винтовки, но и от огня в объятой пламенем машине. Рядом спецназовец в бронированной экипировке и вертолётчик в шлеме с дополнительным щитком для глаз.

Александру Пахомову как изобретателю с шестью патентами, приятно сознавать, что по качеству у отечественных арамидных композитов в мире нет конкурентов. Не могут американские, японские, голландские разработчики найти разгадку их необычайной прочности и универсальности. С бронежилетами хотьковского Центра зарубежным коллегам соперничать не удаётся. Их средства защиты при нагревании и намокании теряют прочность. Армокомовская лёгкая броня за счёт особых добавок держит удар и в нестандартных условиях.

Уже четыре года Александр Пахомов возглавляет лабораторию. Он объясняет, как Центр добивается гарантированной надёжности своих средств защиты. Из каждой партии одно изделие попадает под прицельный огонь или в эпицентр взрыва на спецполигоне. Если осколок или пуля углубились в арамидную броню хотя бы чуть больше, чем предусмотрено стандартом военной приёмки, шлему обеспечена глубокая «трепанация». Лаборанты будут считать слои арамидной ткани, выяснять, как расположилось лекало при формовке шлема, не подвернулись ли лепестки при сборке. Военные ставят перед разработчиками задачу: защита должна быть гарантирована в 99 случаях из ста, и лишь единица даётся на нештатную ситуацию.

Помните кадры телесюжетов с операции по разминированию сирийской Пальмиры. Террористы, отступая, оставили в древнем городе минные поля. На вооружении российских сапёров специальные телескопические щупы для обнаружения мин и особые штыки из композита для откапывания взрывоопасной находки. Тут тоже пригодились таланты арамидных композитов, на металл мины реагируют нервно.

Даже среди уникальных экспонатов есть в зале новинок абсолютные уникумы. Мы видели, как загорелся глаз изобретателя, когда он показывал недавнюю разработку лаборатории. Центру поручили создать защиту от воздействия угрозы до 1000 градусов Цельсия. Методом мельчайшей намотки особого композитного волокна такую броню создали. Видно, как экспериментальную пластину нещадно «пытали» на полигоне. На ней следы от пуль и осколков, от воздействия запредельной температуры. Фирменная защита с испытаниями справилась.

Когда видишь такую увлечённость молодого изобретателя, способность уйти с головой в очередную разработку, невольно задаёшься вопросом: а на личную жизнь время остаётся? Оказалось, что талантливый человек, талантлив во всём. Студенческая семья тоже справилась с испытанием на прочность. Супруги растят двух маленьких дочек. Дети в семье инженеров обнаружили художественные и музыкальные способности.

Супруга изобретателя Наталья работает инженером-программистом станков с ЧПУ. Но возможно, её ещё ждут новые профессиональные открытия. Рассказывают, что инженер и программист создаёт изобретательные торты для ценителей авторской выпечки. В домашней мастерской по-прежнему изобретает Александр Пахомов-старший. Когда у мастера возникают затруднения, приходит сын и советует «сделать проще». Отец в удивлении разводит руками и замечает: «Где же ты раньше был?»

Теперь знаю, что отвечать тем, кто сомневается, остались ли ещё в районе изобретатели.

Светлана Аникиенко
Фото Сергея Семенькова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...