Одним из активно обсуждаемых сегодня вопросов в системе образования является вопрос введения школьной формы. Кто-то выступает «за», аргументируя своё мнение тем, что форма дисциплинирует и развивает культуру внешнего вида. Другие говорят, что форма – пережиток прошлого, ущемляющий возможности самовыражения ребёнка. О плюсах и минусах ученического дресс-кода мы поговорили с директором сергиевопосадской школы №11 Валентиной Вареновой.
Из истории школьной формы
Наша страна пережила несколько реформ, связанных со школьной формой. Впервые она была введена в царской России. В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры, которые носили мальчики. Чуть позже появились формы и для девочек, которые представляли собой строгие платья коричневого, синего, белого или серого цвета.
Форма гимназистов была сословным признаком. Ведь тогда позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Поэтому после революции форму ликвидировали, сказав о том, что она уничтожает личность, не даёт возможности индивидуально себя показать.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов форменная одежда вернулась практически в том же виде, в каком она была в царской России. Только у мальчиков она была похожа на военную (видимо, связано это было с тем, что не так давно закончилась война) — фуражка, гимнастёрка с ремнём, брюки. А у девочек остались те же коричневые платья с белым или черным фартуком и нарукавники для того, чтобы не стирались локти.
Затем была следующая реформа, когда коричневые платья сменили белые блузки, синие юбки и пиджаки. У мальчиков форма стала тоже синей, и вместо гимнастёрок был пиджак.
В начале 1990-х годов форму опять полностью отменили, снова посчитав, что она не даёт возможности показать свою индивидуальность.
Закон и нормы
В Законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1 января 2014 года, определена обязательность ношения школьной формы. В документе указано, что каждое общеобразовательное учреждение может индивидуально устанавливать требования к одежде обучающихся, к её общему виду, цвету, фасону, видам, знакам отличия, а также правилам её ношения.
— В нашей школе существует локальный акт «Нормы и правила школьной жизни». В этом документе есть пункт, в котором говорится, что школьная одежда должна соответствовать деловому стилю. Остро модная одежда, подчёркнутая неряшливая прическа, яркий макияж, броская бижутерия являются пренебрежением к общепринятым нормам внешнего вида учащихся, — отметила Валентина Варенова.
С 1 февраля 2014 года управляющим советом школы №11 определена чёрно-серая цветовая гамма одежды обучающихся.
Как считает директор школы, форма организует и дисциплинирует ученика, накладывает на него определённые обязанности и настраивает на учебный лад.
Кто «за»
В школе №11 форму начали вводить ещё с 2002 года. Первыми стали носить деловую одежду ученики начальных классов.
— Детям форма очень нравилась, а родители были избавлены от необходимости покупать разную одежду для школы. Вопросов ношения школьной формы в начальных классах не возникает и по сей день. Для них мы выбрали чёрно-серую цветовую гамму, а какой выбрать фасон, пошить форму или купить, это право остаётся за детьми и их родителями, — рассказывает Валентина Варенова.
Положительно относится к школьной форме и большинство старшеклассников. Им на выбор было предоставлено несколько каталогов с разными видами и цветами ученической формы. Девушки выбрали себе серые, синие и коричневые платья с большим белым воротником. А юноши хотели бы носить джинсы и стильные пиджаки.
Единственный минус, как рассказывает директор, заключается в том, что форма из качественного материала не всем по карману (её стоимость доходит до 6 тысяч рублей).
По результатам опроса, проведённого на одном из родительских собраний, «за» введение в образовательном учреждении школьной формы оказались и 99% родителей. В анкете они отмечали также, что необходимо разделение формы в начальных, средних и старших классах.
Кто против
Больше всего протестуют против введения школьной формы учащиеся седьмых и восьмых классов. Чтобы узнать, почему семиклассники и восьмиклассники не желают носить форму, директор Валентина Варенова создала на «Школьном портале» форум, где предложила к обсуждению эту волнующую тему. Вот такие ответы дали те, кто против.
Надя, ученица седьмого класса: «Мне кажется, что не только семиклассники против формы. Лучше бы мнение учеников спрашивали, а не их родителей, так как в школу ходят именно дети. Я против формы, потому что от неё слишком много проблем. Вот, например, когда у меня в расписании стоит физкультура, то необходимо дополнительно брать с собой кроссовки, а они с классическими брюками и пиджаком совершенно не смотрятся. Носить с собой две пары сменной обуви, что не очень удобно. Считаю, что можно, например, внести альтернативу форме в виде пиджака и джинсов.
Форма убивает индивидуальность ребёнка и заставляет быть как все. А как все – это скучно и не интересно. Форма в тюрьме есть, а мы всё-таки в школе, так что лучше стоит прислушаться к мнению детей.
Мама Ирина: «Девяносто девять процентов родителей — «за» ношение формы, но не «за» покупку формы ненадлежащего качества за немыслимые деньги. Комплект для учащегося начальных классов стоит от трёх тысяч рублей. Плюс обувь около двух тысяч рублей, хороший ортопедический ранец порядка пяти тысяч рублей и так далее. А ведь чем старше ребёнок, тем быстрей вырастает из комплекта и тем чаще приходится покупать новый.
Спасибо, что на данный момент разрешаете просто придерживаться определенных цветов в одежде».
Автор:
Эльвира Боярских
Источник: Сергиевские ведомости
Комментариев к материалу — 1
Добавить комментарий
С праздником, дорогие студенты!
Открылась регистрация участников на Всероссийский чемпионат «Изучи интернет – управляй им!»
Более 100 заявок подано от сергиевопосадцев на участие в конкурсах, посвящённых творчеству Пришвина
В Сергиево-Посадском аграрном колледже открылась областная олимпиада профмастерства
Какова ситуация с заболеваемостью гриппом в Сергиево-Посадском районе?
Зачем изобретать велосипед? Возьмите мировой опыт и те, кто против, будут удивленны-в развитых государствах у школьников форма была чуть ли не всегда, в том числе и у Буратино (8