Троицкий синодик. 4 ноября — день памяти архимандрита Леонида (Кавелина † 1891)

logo
 День памяти наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) (1822 † 1891).

Архимандрит Леонид поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов и прозы, он был истинным монахом, «духом горел Господеви…«
Троицкий синодик. 4 ноября - день памяти архимандрита Леонида (Кавелина † 1891)
Портрет архимандрита Леонида (Кавелина)

в Красном зале Митрополичей гостиницы Свято-Троице Сергиевой Лавры

 

По свидетельству графа С. Д. Шереметева, председателя общества любителей древней письменности, близко знавшего отца Леонида, это был «человек глубоких убеждений… он высоко держал знамя монашества… С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что непохож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов… но в голубых выразительных глазах искрился светлый ум и в изгибах рта чувствовалась ироническая складка. Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью. Сила воли чувствовалась во всех его проявлениях, воли крепкой, привычной к военному дисциплинарному строю, работал он неустанно и личным своим примером служил образцом непомерного трудолюбия».

Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Амвросий (Орнатский), архиепископ Филарет (Гумилевский), профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см.: ЖМП, 1972, № 6). 
Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. Он был духовным чадом преп. Макария Оптинского. 
В 1857–1859 годах он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова); в 1859–1863 годах он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 годах архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 годах – настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877 года до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Свято-Троице Сергиевой Лавры
Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного иноческого пути. Еще молодым офицером издает он в 1847 году «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни». Пребывание его в этой Пустыни (1852–1857 и 1859–1863 гг.) связано с неустанным изучением церковно-археологических древностей Калужской епархии.
Всего архимандритом Леонидом издано более тридцати описаний монастырей. Около двадцати публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Иерусалима и окрестностей, изданное в 1873 году, современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле.
По отзыву известного историка профессора Д. А. Корсакова, исторические исследования архимандрита Леонида весьма важны и в научном отношении. Они часто содержат ранее не известные факты, старые же, уже известные даются в новом, научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам. 
Изыскания отца Леонида по достоинству были оценены научной общественностью. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Археографической Комиссии, в 1867 году – действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, в 1862 году – членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869 году – членом Московского Общества любителей духовного просвещения, в 1884 году – почетным членом Московской духовной академии, в 1886 году – членом-корреспондентом Императорской Академии Наук. 
Известный историк, редактор «Русской Старины» М. И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 году в Свято-Троице Сергиевой Лавре, писал о нем: «Это искренний и, как подобает вообще монаху, вполне бескорыстный подвижник в области научного труда… Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога гр. А. С. Уварова» (Троице-Сергиева Лавра. «Русская Старина», 1889, № 5, с. 499, 501). Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины. 
Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Свято-Троице Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии.
Во многих периодических изданиях отец Леонид печатал свои труды, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». Нам еще предстоит серьезное изучение его полного литературного наследия.
Научные занятия не мешали отцу Леониду справляться с обязанностями наместника Лавры. При нем в обители были проведены обширные реставрационные работы: приведена в порядок ризница, был поновлен Успенский собор, позолочены иконостасы в нескольких церквах. 
Скончался 22 октября 1891 года. Погребен отец Леонид со стороны алтаря Духовской церкви в Свято-Троице Сергиевой Лавре.
 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный... подробнее...

[2]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[3] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...