1 сентября 2006 года, 9 лет назад, в Николо-Бабаевском монастыре под Ярославлем на 79-м году жизни скончался пребывавший на покое митрополит Симон (Новиков), который более тридцати лет был правящим архиереем Рязанской епархии.
Мальчика с детских лет тянуло в церковь. «Потому, наверное, меня уже тогда прозвали “монахом”, – говорил Владыка. Учась в школе, он часто посещал местный храм. В сельской глубинке это не осуждалось и не преследовалось.
Сергей мечтал об институте, но помешала война. Окончив в 1943 году восемь классов, он поехал в Ярославль и там поступил в химико-механический техникум. По окончании его в 1947 году он был направлен электротехником на военный номерной завод.
Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы, и его жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу. В техникуме он подружился с мальчиком, отец которого был священником. Рядом с предприятием, где он работал, находился действующий храм, и, выходя после рабочего дня с завода, Сергей шел туда. И здесь судьба свела его с людьми, ставшими ему близкими на всю жизнь, с двумя иеромонахами-рязанцами: будущим митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым, † 1978) и архимандритом Авелем (Македоновым, † 2006), насельником Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово Рыбновского района. Через них он стал известен и архиепископу Ярославскому и Ростовскому Димитрию (Градусову, † 1956), который в 1944–1946 годах возглавлял Рязанскую кафедру. Владыка Димитрий и дал ему как ревностному прихожанину рекомендацию для поступления в Московскую Духовную семинарию.
В 1951 году Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию, а по окончании ее в 1955 году – в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия.
17 декабря 1958 года Сергей вступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским, впоследствии архиепископом Саратовским и Камышинским, † 1993) он был пострижен в монашество с именем Симон, в честь преподобного Симона Радонежского, ученика Преподобного Сергия. 18 января 1959 года епископом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) в московском Воскресенском храме в Сокольниках он был рукоположен во иеродиакона, а 12 апреля того же года – во иеромонаха. С 1959 года отец Симон был преподавателем Московской Духовной семинарии, а затем – академии.
На покое в Николо-Бабаевском монастыре
Наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского 13 октября 1972 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Покровском храме Московской Духовной академии возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
14 октября 1972 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Покровском храме Московской Духовной академии теми же Преосвященными архипастырями была совершена хиротония архимандрита Симона во епископа.
19 октября 1972 года епископ Симон прибыл в Рязань. Именно здесь в дальнейшем раскрылся его многогранный талант пастыря, проповедника, ученого-историка, богослова и литератора, патриота и общественного деятеля. Еще в 1988 году Святейший Патриарх Пимен писал Владыке Симону: «Вы в нашей Церкви известны как примерный архипастырь, который проявляет заботу о благоустройстве всей Рязанской епархии, о благочинии вверенной Вам паствы».
К моменту прибытия Преосвященного Симона в Рязанскую епархию там был только 51 церковный приход. Первые десятилетия его служения на Рязанской земле были тяжелым для Церкви временем, но, несмотря на продолжающиеся гонения на Православие, в епархии были сохранены десятки приходов и еще больше – человеческих душ.
В 1978 году Владыка Симон был возведен в сан архиепископа.
В девяностых годах прошлого века, когда начался период возрождения Русской Православной Церкви, архипастырь был уже тяжело болен, но, мужественно борясь со своим недугом, стойко нес свое послушание. Нужно было изыскивать средства на восстановление возвращенных Церкви порушенных храмов, готовить кадры священнослужителей, которых катастрофически не хватало.
За годы управления епархией Владыкой Симоном количество приходов увеличилось в четыре раза, было открыто и освящено около двухсот храмов, в 1988 году Церкви возвращен Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а к концу XX столетия – еще семь обителей. В 1993 году Успенский собор Рязанского кремля был передан епархии для совместного с музеем-заповедником использования. В Рязани открылись два Духовных учебных заведения: в 1990 году – Рязанское Духовное училище, где с первого дня его существования Владыка Симон был преподавателем литургики, в 1995 году – Рязанская православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского.
За те же годы пятнадцать угодников Божиих были причислены к Собору Рязанских святых, были обретены мощи святителей Феодорита, Мисаила, Гавриила, Мелетия, а также блаженных Любови Рязанской, Василия (Кадомского) и праведного Софрония Ибердского. В епархии по благословению Владыки Симона начали издаваться православные газеты и журналы, на Рязанском телевидении начала работу православная программа «Зерна».
В 1974 году в составе делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым, † 1990) Владыка Симон участвовал в церковных празднествах в Болгарии, где ему за развитие и укрепление дружественных связей между двумя Церквами был вручен орден святого Иоанна Рыльского II степени. В августе 1988 года он возглавил паломническую группу, направленную на Святую Гору Афон для участия в престольном празднике Свято-Пантелеимонова русского монастыря.
Владыка Симон, известный богослов и проповедник, в течение почти десяти лет был членом Смешанной комиссии по православно-реформатскому диалогу. Он участвовал в заседаниях комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах, где непременно выступал с докладами. Лишь ухудшение с годами состояния здоровья вынудило его просить Священный Синод об освобождении от поездок.
И в миротворческой деятельности Владыка Симона являл собою пример для подражания. Он ежемесячно перечислял свои средства в копилку мира с пометой: «Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции». За активную миротворческую деятельность митрополит Симон был трижды награжден золотыми медалями Фонда мира (в 1984, 1991, 2001 годах), почетной медалью «Борцу за мир» (1990 год).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 25 февраля 2000 года архиепископ Симон был возведен в сан митрополита.
Владыка Симон откликался на все волнующие события современной жизни, поддерживал добрые дела и гуманные устремления, был непременным участником проводимых в епархии православных чтений, научно-практических краеведческих и педагогических конференций, симпозиумов, «круглых столов». В 2000 году при его активном участии было подписано соглашение между администрацией Рязанской области, областной Думой, администрацией Рязани, городским советом и Рязанской епархией об объединении усилий по духовно-нравственному возрождению общества, укреплению российской государственности и правопорядка на территории города Рязани и области.
Более тридцати лет митрополит Симон возглавлял одну из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Во внимание к его усердному архипастырскому служению митрополит Симон был удостоен орденов святого равноапостольного великого князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, благоверного князя Даниила Московского II степени. Президент России В. В. Путин вручил митрополиту Симону орден Почета «за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций».
Владыка Симон был широко известен и своими научными исследованиями. Все его опубликованные работы проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, к нашему краю, а публичные выступления проникнуты высочайшей нравственностью и гуманизмом. Владыка Симон – автор богословских трудов: «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета», «Святитель Василий, епископ Рязанский», «Святая Гора Афон» и множества других.
Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем и служение Церкви Христовой, совершение богослужений считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона на благо Церкви, труды во славу отечества, удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей.
Митрополит Симон родился на Ярославской земле, там же находились дорогие его сердцу могилы родителей и сродников, храм, где его крестили. Этот храм в честь Воскресения Христова на протяжении многих лет находился на его попечении: Владыка поддерживал его материально и, приезжая на свою малую родину, всегда совершал в нем богослужения.
Никольский храм Николо-Бабаевского монастыря
Нередко митрополита Симона навещали учащиеся Ярославской православной гимназии во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). Эти встречи надолго останутся в памяти ребят. Во время бесед с гимназистами Владыка рассказывал о своих исследованиях, иногда поучал детей, с особым вниманием интересовался их успехами. О Владыке заботились многие: и правящий архиерей Ярославской епархии архиепископ Кирилл, и священники, монахи, и миряне.
Последние месяцы жизни Владыка Симон очень тяжело болел, но стойко боролся с недугом. Много читал, трудился. Даже на покое оставался деятельным, все силы полагал на восстановление поруганной обители. Его чаяниями и стараниями в течение года в Николо-Бабаевском монастыре был построен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Не так давно в Николо-Бабаевском монастыре состоялось освящение каменного престола в Никольском храме. В советское время этот престол долгое время стоял в центре поселка: его приспособили как постамент для памятника Ленину. Митрополит Симон, изучавший историю Николо-Бабаевской обители, считал, что старинный престол пребывал в монастыре еще при святителе Игнатии (Брянчанинове), и просил Господа, чтобы святыня вернулась в храм. В 2005 году памятник был реконструирован, установлен на новом постаменте, и было принято решение о передаче престола Церкви.
Незадолго до своей кончины Владыка Симон сказал: «Вот освятим Никольский храм, и мне пора будет отойти ко Господу». Новый храм был освящен 11 августа 2006 года, а 1 сентября митрополит Симон мирно скончался.
Отпевание почившего архипастыря состоялось 4 сентября в Никольском храме обители, который был построен при его попечении. Чин отпевания совершили пять архиереев, среди которых были архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и бывший викарий Рязанской епархии, а ныне епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф. За Божественной литургией молились заместитель председателя правительства Рязанской области Т. Н. Панфилова и начальник Управления МВД по Рязанской области генерал-майор И. Ф. Перов.
Митрополит Симон всегда говорил, что и в древней ярославской обители он продолжал молиться за Рязанскую землю, за рязанцев. Верим, что и после его кончины эта молитва продолжается.
Проводить в последний путь одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви приехали сотни людей из Ярославской и других областей и конечно же из Рязани: представители власти, духовенства, люди, близкие Владыке, и простые прихожане. И это только те, кто смог приехать. Мысленно с митрополитом Симоном в этот день прощались все, кто знал и любил Владыку, считал его своим духовным наставником, кто хоть однажды встречался с ним, кто пронес радость встречи с мудрым пастырем через всю жизнь. Похоронили митрополита Симона у алтаря храма во имя святителя Иоанна Златоуста в Николо-Бабаевском монастыре.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Мультиплексы или спутниковое ТВ?
Осталось всего два года до того момента, как страна распрощается с аналоговым телевидением. Оно устарело как морально, так физически. Подобное оборудование уже перестали выпускать.
Рынок... подробнее...
[2] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...