Троицкий листок № 32. Не завидуй и зависть незлобием побеждай

logo
Троицкий листок №  32. Не завидуй и зависть незлобием побеждай

Завистию диаволею смерть вниде в мир, — говорит Свя­щенное Писание (Прем. 2; 24). Зависть не сродни лю­дям, а сродни диаволу, она и происходит от диавола. Людям свойственно по немощи согрешать, но только одному диаволу свойственно по зависти делать зло. Зависть есть дщерь диавола, и кто с ней сочетается, тому она ни­чего не принесет, кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подру­жился с завистью Каин и воспитал в себе злобу, а злоба возмужа­ла и принесла смерть двоим: Авелю временную, а самому Каину вечную.

Зависть есть меч обоюдоострый, который наносит вред обо­им: как самому завистнику, так и тому, кому он завидует, но не прежде последнему, чем первому. Завистник прежде, чем сделает вред другому, прободает свое собственное сердце, тяжко страдает душою, изменяется в лице и горько вздыхает. Хорошо сказал свя­той Василий Великий завистнику: «О чем ты вздыхаешь? О своем ли несчастии или о чужом счастии?»

И справедливо, ибо завистник страдает не столько от своего несчастья, сколько от чужого счастья, он терзается сердцем, когда видит ближнего своего выше себя, в счастьи и почете. И для Каина не столь горько было то, что Бог отверг его жертву, сколько то, что Он благоволил принять жертву его брата; он не тужил о своей потере, а скорбел, смотря на счастье брата; он не думал исправить себя примером добродетели братней, но становился от того еще худшим. И сколько тот преуспевал пред Богом в добре, столько сей ожесточался во зле; тот возвышался в очах милосердия Божия, а сей нисходил в глубину погибели. О, какое большое зло — за­висть! Послушаем, что говорят о ней святые Отцы. Григорий Нис­ский говорит: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла». Василий Великий увещавает: «Будем, братие, избегать несносного зла — зависти; она есть за­поведь змия-искусителя, изобретение диавола, вражие семя, залог казни Божией, препятствие к Богоугождению, путь к геенне, ли­шение Царства Небесного». А святой Златоуст говорит, что если бы кто был и очень добродетельным человеком, и даже чудотвор­цем, но побеждается еще завистью, тот никакой пользы не полу­чит от своих дел, мало того: он Судом Божиим причитается к вели­ким грешникам. Вот слова этого отца Церкви: «Кто сотворит чу­деса, сохранит девство, соблюдет пост, будет класть земные поклоны и сравнится с ангелами в добродетели, но имеет сей недо­статок (т.е. зависть), тот всех нечестивее, беззаконнее и прелюбо­дея, и блудника, и раскопателя гробов».

Кому Бог являет Свои благодеяния, к тому и зависть человече­ская бывает неравнодушна. Злые люди начинают ему вредить, дабы прогнать его от себя подальше, с глаз долой, ибо завистливое око не терпит видеть счастье и благоденствие другого. Святой Давид, сказав о праведном, что рог его вознесется в славе (Пс. 111; 9), тот­час же прибавляет: грешник узрит, и прогневается, зубы своими поскрежещет, и растает. Рог славы и благоденствия прободает очи завистливому, для которого чужое счастье составляет муче­ние. Он болит сердцем и мучается, когда видит, что ближний бла­годенствует. Он рад бы живым поглотить такого человека. Му­чили египтяне израильтян, которых ненавидели, но не менее того мучились и сами от зависти, ибо чем более они притесняли евре­ев, тем более сии размножались и укреплялись. Для народа Божия была мучением работа египетская, а для египтян было муче­нием то, что народ Божий столь быстро умножался и укреплялся. Но народ Божий остался непобедим, он со славой вышел из Егип­та, а египтяне за свою зависть преданы совершенной погибели, ибо зависть губит того, в чьем сердце поселится. Зависть подоб­на моли в одеждах: та съедает одежду, а эта — сердце, в котором зародится. Святой пророк Исайя, прославлял великую милость, которую получил от Бога пред своими врагами, обращается к ним с такой речью: ecu вы, — говорит, —яко риза обетшаете, и яко молие изъят вы (Ис. 5; 9). Вас снедает зависть, и она вас погубит совершенно: не велика моль, а она всю одежду портит; не видна и зависть, скрывающаяся в сердце, но весьма вредит и здравию те­лесному, и спасению душевному. Она вредит здравию, ибо завист­ник, снедаемый и терзаемый в сердце завистью к счастью ближ­него, ослабевает и телом, случается, что и заболевает от чрезмер­ной зависти. Она вредит спасению, ибо если завистливый до конца жизни пребудет в своем устроении и не покается, то не может спа­стись. По свидетельству святого Апостола, который, исчисляя злые дела (нечистоту, идолослужение, Чародейство, вражду, ярость, ересь и др.), между ними поставил и зависть — рядом с убийством и проч.

Чем же победить зависть? Кротостью, терпением и незлоби­ем. Они и без ярости устрашат, без оружия победят, без полков воинских прогонят своих врагов! Этим и Христос Спаситель по­бедил Своих врагов; Он яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен был (Ис. 53; 7). Он — укоряем противу не укаряше, стражда не прещаше (1 Пет. 2; 23). Чего не сде­лала Его незлобивая и долготерпеливая кротость? Каких зверей лютых во образе человеческом не укротила она? Читай во Святом Евангелии и увидишь… Итак, кто хочет без оружия победить сво­их завистников и иметь над ними преимущество, тот будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и победишь их, укротишь и себе покоришь. Хорошо обнадеживает в том святитель Иоанн Златоуст, он говорит: «Если мы пребудем овцами, то победим не своею силою, но охраняющею нас Божественною помощию; ибо как пастырь пасет своих овец, так и Бог пасет и охраняет нас, дабы не могли причинить нам вреда подобные волкам враги наши. И напротив, если перестанем быть овцами, но, сопротивляясь вра­ждующим на нас, подвигнемся гневом и озлоблением, восстанем на месть, воздавая злом за зло и досаждением за досаждение, тогда и сами сделаемся волками, потеряв незлобие и кротость, и тогда не одолеть нам врагов своих, потому что тогда отнимется у нас по­мощь и охранение нашего пастыря — Бога, который есть Па­стырь только кротких овец, а не волков», — как свидетельству­ет тот же святитель Златоуст, говоря: «Если будем волками, то будем побеждены врагами своими, ибо тогда отступит от нас по­мощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец, оставляет волков вра­ждовать друг на друга и удаляется».

Итак, Бог помогает только тому, кто кроток, как агнец, а не тому, кто делается волком, желая растерзать своего врага. Бог есть Пастырь только незлобивых, а не тех, кто за зло платит злом же. Он отомщает за тех, кто не мстит сам за себя, а не за тех, кто хочет сам отплатить злом врагу своему. Есть в «Отечнике» (или «Пате­рике») такой рассказ. Один брат, обиженный другим братом, при­ходит к преподобному Сисою Фиваидскому и говорит: «Мне до­садил брат, я и хочу отомстить ему». Старец стал его уговаривать: «Нет, чадо, не мсти за себя, оставь это дело на волю Божию, Он Сам отомстит за тебя». Но тот настаивал на своем: «Я этого так не оставлю, я отомщу ему». Тогда старец сказал: «Помолимся Богу, брате», — и, встав, начал молиться: «Боже, мы уж более на Тебя не уповаем, итак, оставь попечение о нас, не мсти обидящим нас: мы сами за себя отомстим им!» — Услышав это, брат упал к но­гам старца и сказал: «Я уже не сержусь на брата, я не буду мстить ему, я прощу ему!» И сказал ему старец: «Поверь мне, чадо, кто протерпит досаждение, тот без труда спасется, а кто гневается на брата, тот губит всю свою добродетель и делается рабом диавола».

Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.