Троицкие листки № 352. Родители, берегите детей своих!

logo
Троицкие листки №  352. Родители, берегите детей своих!

Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18; 10). Так говорил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, с отеческой любовью обнимая и лаская, и благословляя малюток, детей, ко­торых благочестивые матери приносили и приводили к Нему, что­бы Он возложил на них Свои Божественные руки. Которая из вас, добрые христианки-матери, всем сердцем не пожелала бы быть в числе этих счастливиц — матерей времен Евангельских? Кто из вас не скажет: «Ах, если б и теперь можно было, как тогда, подве­сти мое дитя ко Христу Спасителю, наклонить его детскую голов­ку под Его руку Божественную, а самой упасть бы к Его Пречис­тым стопам и прикоснуться хотя к краю одежды Его!» — Благо желание вашего доброго смиренного сердца, почтенные матери, но ведаете ли, что все это и теперь возможно, возможно даже бо­лее, чем тогда? — Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13; 8). Он и теперь, и всегда всех зовет к Себе: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обременнии (Мф. 11; 28), а о детях даже строго заповедует: …оставите детей приходити ко Мне и не бра­ните — не препятствуйте им, таковых бо есть царствие Божие (Лк. 18; 16). Спросите: как же это? — Очень просто: чаще прино­сите своих малюток в храм Божий, чаще причащайте их Крови Христовой, чаще наклоняйте их головки под благословляющую именем Господним руку священнослужителя, и Господь не толь­ко благословит их, но и соединит с Собою, соделает их Своими чадами по благодати… Слышите, что Сам Он говорит? Ядый (ядущий) Мою плоть и пияй (пиющий) Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6; 56). Что ближе, что теснее сего соединения с Гос­подом? Ваши дети — Христовы дети; вы дали им жизнь времен­ную, а Он даст им вечную, вы питаете их млеком от сосцев своих, а Он — самою Пречистою Кровию Своею, от Святой Чаши, как бы из самого Его ребра, копием прободенного, источаемою… Это ли не любовь? Это ли не величайшее для вас счастие?

Но, добрые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети на­всегда остались детьми Христовыми, то слышите что говорит Христос? Блюдите, да не презрите единого от малых сих. Смотри­те, берегите сих малюток, берегите их невинность и детскую про­стоту, как зеницу ока, как хороший садовник бережет нежный цве­ток от ветра и зноя, от непогоды и света. Берегите ваших детей от всего, что может заразить их нежные, простые сердца, запятнать их светлые, чистые души. Берегите их от соблазна и помните: Иже аще приемлет отроча — кто заботится о дитяти, кто бережет его душу — тот Мене приемлет, — глаголет Христос, — а иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне — лучше есть ему, да обесится жернов оселъский на выю его -— если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине мор­ской! (Мф. 18; 5, 6). К вам, наипаче к вам относится это грозное слово Христово, отцы и матери! Вы прежде всех дадите Богу от­вет за погибших детей своих! Ваша святая обязанность — быть их Ангелами-хранителями во плоти с самой колыбели, с первых дней их младенческой жизни! Но все ли понимают эту святую обязан­ность? Все ли ее исполняют? Вот мать подносит малютку лет двух или трех к Причащению Святых Тайн Христовых — дитя и бьет­ся, и плачет, и кричит… Что это значит? А это значит то, что нера­зумная мать или нянька, когда дитя плакало почему-либо дома, пугала его именем священника (попа): «А вот я тебя ему отдам, вот он идет!» Боже мой! До чего может дойти неразумие челове­ческое! Служители алтаря Твоего выставляют младенцу, как пу­гало, своего отца духовного, каким-то волком или зверем лютым представляют. И это вместо того, чтобы внушать младенцу лю­бовь и привязанность к священнику Божию, его будущему отцу духовному, вместо того, чтобы приучать малютку взирать с почтением и любовью на служителя Тайн Божиих! Да еще говорят: «Дитя ничего не понимает!» — Нет, стало быть понимает, когда вот оно и бьется, и кричит, когда видит священника. А священ­ник-то в это время держит в руках Самого Господа Иисуса Хрис­та, во Святых Своих Тайнах неизреченно сущаго…

Болит сердце, братие, когда приходится говорить о таком неразумии. Не к православным бы христанам говорить о том! Но приходится говорить, ибо от неразумия родителей терпят вред души их детей, а Господь говорит: смотрите, берегите ма­люток своих!

Но вот ваши дети подросли и играют на улице с товарищами. А вам прибавилось заботы. Где они играют? С кем играют? Как играют? Ныне в редком селении нет корчемницы; в этом жилище пьяного разгула постоянно слышатся или непристойные песни, или сквернословие и всякая брань… Окна открытыми далеко слышны гнилые слова. Что, если ваши дети расположились играть тут же, около этого пьяного места? Что, если они наслушаются тут гни­лых речей и станут потом повторять их, — ведь дети на все пере­имчивы? Долго ли до греха? Поберегите же их, не позволяйте им близко подходить к корчемнице… Опять— с кем играют? Не с такими ли товарищами, которые уже испорчены, у которых гни­лое слово не сходит с уст? Гоните же дальше таких товарищей от своих детей! Еще — как играют? Есть игры, о которых лучше бы и не знать вашим детям. Орлянка, например, пробуждает в детях зависть и может повести к краже. Поиграть хочется, а денег нет: где взять? — и украдет. Играя, дети иногда разоряют гнезда пти­чек, ловят птенцов и безжалостно общипывают их, мучат домаш­них животных. Не позволяйте детям ничего подобного. Если уви­дите, — пристыдите их, скажите, что за это и Бог накажет, и доб­рые люди будут бранить. А не послушают — накажите их властию родительской. Бывает, что дети воруют у соседей яблоки, ягоды или еще что подобное. Сохрани Бог смотреть на это, как говорит­ся, сквозь пальцы, снисходительно! Необходимо строже взыски­вать за это. Украл ребенок яблоко у соседа, поймал ты его, просит он прощения — скажи ему прямо, что ты сам простить его не мо­жешь, что он должен просить прощения у соседа, у кого украл, — и отведи его к хозяину яблони, и оба вместе пристыдите его, и покажите, как это гадко — быть вором. Вот ему и памятно будет, и в другой раз не решится на эту шалость.

Вот, наконец, ваши дети и совсем взрослыми стали. Ваш сын — жених, ваша дочь — невеста. О, родители! Удвойте, утройте те­перь свои о них попечения. Юность неопытна, юность доверчива, между тем в юности-то и пробуждаются страсти, — недаром Свя­щенное Писание сравнивает самовольного юношу с необъезжен­ным конем (Сир. 30; 8), а дочь называет тайной постоянной забо­той для отца (Сир. 42; 9). Вспомните свою молодость — вспомни­те, как легко могли вы тогда потерять невинность и развратиться, если бы не следил за вами зоркий глаз стариков-родителей! Бере­гите же и вы своих детей! Вот, например, есть у вас по деревням обычай собираться молодым людям вместе на «засидки» да «по­сиделки». Если подруги-девицы собираются в одну избу, чтоб охот­нее было работать в долгий осенний или зимний вечер, в этом нет еще худого; но худо то, что к ним приходят и юноши — вот уж им- то тут совсем бы делать нечего! Еще хуже то, что старшие иногда оставляют молодежь проводить вечер без себя: «Пусть де повесе­лятся, люди молодые, что им мешать». — Вот и веселятся юноши и девицы, и не от этого ли веселья бывает, что у них погасает яс­ный взор очей прежде времени, блекнет красота юности как неж­ный цветок? Берегите же, родители, этот прекрасный цветок, бе­регите чистоту души ваших детей и не пускайте их в такие со­брания. А если уж искушение велико, если таковы мирские грешные обычаи, то кто мешает вам, старцы почтенные, собрать­ся вместе да и порешить сообща, «на миру», чтобы не было впредь ничего подобного, чтобы юноши не смели проводить вечера с де­вицами, не гуляли бы в летнее время с ними до полуночи? Мир­ского решения нельзя не послушать, а если бы кто и не послушал, то мир нашел бы средство пристыдить и смирить ослушника… Помните, други, что ваши дети — Христовы дети, и вы за них от­вет Христу Богу дадите!



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Все самые интересные и красивые места Сергиева Посада в нашем Инстаграм.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.