Троицкие листки, № 18. Смирением побеждай вражду

logo
Троицкие листки, № 18. Смирением побеждай вражду

Иаков, желая умиротворить своего гордого брата Иса­ва и примириться с ним, сначала послал ему пред со­бою дары, потом, увидев его, еще издали семь раз сми­ренно поклонился ему, а к семи присовокупил и сло­во любви: «Я увидел лице твое, как будто лице Божие». Так из зверя сделал он агнца. Отсюда каждый может научиться, как умиротворять гневающихся, укрощать жестоких, примирять враждующих, делать любящими друзьями людей, не имеющих любви. Хочешь ли своего врага сделать себе другом? Будь кроток, смирен, оказывай ему любовь, не воздавай зла на зло, досаждения за досаждение, потому что огнем огня не пога­сишь, злом зла не победишь, враждою вражды не уничтожишь, а только еще больше раздражишь; кротостью же, любовью и сми­рением легко преодолеешь всякую неприязнь. Справедливо го­ворит Священное Писание: Гнев губит и разумный: ответ же смирен отвращает ярость: а слово жестоко воздвизает гневы. (Притч. 15; 1). Вот что пишет в «Луге духовном» святейший Софроний, патриарх Иерусалимский: «Два епископа, находившие­ся в весьма близком расстоянии один от другого, некогда поссо­рились между собою. Один из них был богат, а другой очень бе­ден. Богатый изыскивал случая нанести зло другому. Но бедный, услышав о сем (зная, что хочет делать), сказал своему клиру: «Мы победим благодатию Христовою». Клир отвечал ему: «Кто мо­жет, владыко, устоять против него?» — «Подождите и увиди­те», — сказал он им. Епископ дожидался времени. Когда его то­варищ совершал торжество в честь святых мучеников, то он взял свой клир и говорит: «Идите за мною, и мы победим». Клирики же говорили про себя: «Что хочет он делать?» — Он приходит к тому епископу, и когда сей шел со всем народом, то он, приблизившись к нему, пал к ногам его вместе с своим клиром и говорил: «Прости нас, владыко, мы рабы твои». Тот, пораженный сим поступком, с сокрушенным духом (потому что Бог изменил его сердце) сам объемлет его ноги и говорит: «Ты мой владыка и отец!» — И с того вре­мени между ними была великая любовь. Епископ же сказал клиру своему: «Не говорил ли я вам, что мы победим благодатию Божиею? И вы, когда имеете вражду между собою, делайте то же друг с дру­гом и победите» («Луг духовный», гл. 208).

Из этого повествования видно, как смиренное слово и покор­ность уничтожают гнев, побеждают вражду, примиряют и из вра­га делают друга. Напротив, слово грубое возбуждает гнев. Вот что рассказывается в житии Макария Египетского: «В одно время, ко­гда преподобный шел из скита в гору Нитрийскую и уже был неда­леко, он сказал ученику своему: «Ступай впереди меня». Ученик пошел и на пути встретил идольского жреца, который шел поспеш­но, неся на плечах большое бревно. Увидев его, брат закричал ему: «Слышишь, демон! Куда ты идешь?» — Жрец бросился на него, избил его до того, что оставил еле жива, и, взяв свое бревно, побе­жал. Спустя немного встретил его авва Макарий и сказал ему при­ветливо: «Спасайся, трудолюбче, спасайся!» Идолопоклонник уди­вился и сказал старцу: «Что ты видишь во мне доброго, что так приветствуешь меня?» — «Я вижу, что ты трудишься»,— отвечал старец. Тогда жрец сказал: «Отче! я умилился от твоих слов, я вижу, что ты человек Божий, и вот сейчас другой монах встретил меня и досадил мне, и я избил его до смерти». — И припал жрец к ногам святого старца, взывая: «Я не отстану от тебя, пока не сделаешь меня христианином и монахом». И он пошел со святым Макарием. На пути они подняли избитого брата и отнесли в церковь, на­ходящуюся в горе Нитрийской. Удивились обитавшие там святые отцы, увидев с преподобным Макарием идольского жреца, они сподобили его святого Крещения и сделали монахом, а по его при­меру и много других язычников уверовало во Христа. И говорил авва Макарий: «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе сло­во и злых делает добрыми».

Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского

II

Авва Сергий, настоятель монастыря аввы Константина, рас­сказывал следующее: «В одно время, путешествуя с некоторым свя­тым старцем, мы ошиблись дорогой и по неведению, против же­лания, очутились на засеянном поле, и нехотя потоптали несколь­ко засеянного поля. Когда увидел это земледелец, то начал произносить на нас проклятие с гневом и кричал: «Монахи ли вы? боитесь ли вы Бога? Если бы вы имели пред глазами страх Божий, конечно, не сделали бы того». Тогда святой старец сказал нам: «Ради Господа, никто ему не отвечай». И, обратясь к нему, ска­зал: «Справедливо ты говоришь, сын мой! Ибо если бы мы имели страх Божий, то не сделали бы так». Он опять с яростию поносил нас. И святой старец опять сказал ему: «Справедливо продолжа­ешь, сын! ибо если бы мы были монахи, не сделали бы сего. Но ради Господа, прости нас, мы согрешили!» Изумясь такому сми­рению старца, он подошел и, пав к ногам старца, говорил: «Со­грешил я, прости меня, ради Господа, возьмите меня с собою». Блаженный Сергий присовокупил, что поселянин последовал за ними, пришел и принял иноческий образ» (глава 215).

Из книги «Луг духовный»

III

Благодеяния записывай на меди, а обиды — на воде (святой Исидор Пелус). — С одним только повелено нам быть во враж­де — с диаволом, с ним никогда не примиряйся (Златоуст). — Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей; но тот с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата (святой Нил Синайский). — С людьми мирись, а с грехами бранись. Не прощай себе ничего, а другим все прощай. Кто хочет с должника своего взыскать строго, пусть помыслит, что и он должник у Бога. — Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтобы тебе Гос­подь отпустил тьму талантов (святой Тихон Задонский). — Мо­литва злопамятного — сеяние на камне (святой Исаак Сирин). — Ни поста, ни праздника не может быть там, где вражда и злоба. Самое действительное средство против обиды — перенести ее. Пребывай овцой и победишь волков. Видя твое смирение, и враг смирится. Смирением можно научить и других смирению; гордостию нельзя смирить гордых (святитель Филарет, митропо­лит Московский). — Не плати ругательствами тем, которые руга­ются над тобою. Грубость и брань в ответ на грубость только раз­дражают грубого (Филарет, архиепископ Черниговский). — Как огонь тушат не огнем, а водой, так зло побеждается не злом, а добром, не ненавистью, а любовию. Отнимите у огня пищу, он погаснет. Отнимите у враждующего все новые поводы к вражде, и прежняя вражда его мало-помалу ослабеет, прекратится, забу­дется. Зло никаким образом не истребляет зла, а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истре­бить зло (авва Пимен). — Люби мстить благодеяниями, то есть за зло платить добром, за клятву и проклятие, за злословие и клевету — благословением, благожеланием и добрыми о вра­гах отзывами. Худые слова всего лучше опровергать хорошими де­лами (святитель Филарет, митрополит Московский). — Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага. Такова сила любви (бла­женный Августин). — Один из святых Отцев вразумляет так ути­шать гнев ближнего: «Если узнаешь, что на тебя гневается брат твой, то пошли ему какой-либо дар». Простивши врагу, ты можешь сделать его другом своим. Молиться надо и за вра­гов, они большей частью сами не ведят, что творят, да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в доброде­тели, смиряют дух наш на земли, а на небеси соплетают нам вен­цы райские (схимонах Феофил). — Давид большую одержал победу, пощадив Саула, нежели тогда, когда низложил Голиафа (Златоуст). — Нет в мире ничего достойнее удивления, как лю­бовь ко врагам (блаженный Августин).

Из «Цветника духовного «



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...