Традиция. Зимние святки

logo
Традиция. Зимние святки

Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, своего рода безвременье. Верили, что в эти дни на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной. Поэтому святки были насыщены обрядами, магиче­скими действиями, запретами, га­даниями. С их помощыо стремились обеспечить семейное благопо­лучие, выяснить свою судьбу, задо­брить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от «не­чистой силы».

В Рождественский, Крещенский сочельник, на Васильев день устра­ивались поминальные трапезы «для родителей» с кутьей, блина­ми, киселем, верили, что «родите­ли» в благодарность за заботу мо­гут помочь им во всех делах.

По своему характеру святочная обрядность четко делится на риту­альную и игровую. Ритуальная ис­полнялась от Рождества до Нового года: славили Христа, гадали об урожае. Вторая неделя святок бы­ла заполнена игрищами, ряжением, разыгрыванием на посиделках «на­родных драм», гаданиями о суже­ных, девичьими смотринами.

День Рождества повсеместно от­мечался славлением Христа, во время которого небольшие группы «славельщиков» обходили кресть­янские дворы с поздравлениями и пожеланиями благополучия:

Славите, славите,

Сами, люди, знаете,

Христос родился,

Ирод возмутился,

Иуда удавился,

Мир возвеселился.

С праздником поздравляю.

И вам того же желаю!

Раскрывайте кису,

Вынимайте колбасу,

Больше не прошу!

Ближе к вечеру обход дворов за­вершали парни и девушки. Во главе процессии они несли звезду или вертеп. Вместо звезды иногда ис­пользовали фонарь, оклеенный картинками на тему рождения Хри­ста. Хождение с фонарями и звез­дами было распространено повсе­местно на всей территории рассе­ления русского народа.

Христославелыциков принято было приглашать в избы. Там они пели «Рождество Твое, Христе Бо­же наш» и «Дева днесь Пресущественного раждает». После гимнов пересказывались рождественские события, прославлялись Христос и Мария, звучали поздравления с Рождеством.

Обход дворов с пением славы Христу вошел в народный быт из православной традиции. Вероятно, впервые он стал проводиться при царе Алексее Михайловиче. В на­родном сознании славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звез­дой, взошедшей над Иерусалимом.

В земледельческих районах рано утром Рождественского дня пастухи «обсевали» или «посевали» из­бы. С порога они поздравляли хо­зяев с праздником и бросали горсть зерна в подол хозяйке, при­говаривая: «На живущих, на плоду­щих, третье — на здоровье! На по­лу теляток, под лавкой ягняток, на лавке ребяток!». Благодарные хо­зяева одаривали «славельщиков» хлебом, пирогами, колбасдми. ино­гда деньгами.

В русской деревне особо почитался святи­тель Василий Великий, архиепископ Кесарии каппадокийской, день памяти которого при­ходился на период зим­них праздников. Офи­циально празднование Нового года 1 было установлено в 1699 году Указом Пе­тра Первого. С того времени Васильев день рассматривался как главный праздник свя­точного периода.

Празднование Васи­льева дня имело много общего с праздновани­ем Рождества и Крещения. В Васильев день собиралось особое обрядовое застолье, во вре­мя которого подавался целиком за­жаренный поросенок, получивший название «кесаретского», посколь­ку Василий в народе считался по­кровителем свиней. Хозяин дома, раздавая угощение, обращался к святому Василию с просьбой о благополучии дома, хороших урожаях, плодовитости домашней скотины.

Самым ярким действием рожде­ственских святок было колядова­ние и связанный с ним обряд «кли­кать Овсень», «Таусень», которые представляли собой театральное зрелище, сопровождавшееся пени­ем песен — пожеланий, величаний хозяевам. Обычно это происходи­ло в ночь на Рождество. Васильев день. Крещение.

Собирались подростки, отдельно парни и девушки, молодые мужчи­ны и женщины небольшими группа­ми. Одного из них наряжали в вы­вороченную шубу, давали в руки палку и суму, куда складывали пря­ники, пироги, яйца. Колядующие пели под окнами изб величание хо­зяевам:

Ой, овсень, бай, овсень!

Что ходил овсень no светлым вечером,

Что искал овсень Иванов двор.

У Ивана вo дворе три терема стоят,

Первый терем — светлый месяц,

Второй терем — красно солнце,

Третий терем — частые звезды.

Что светел месяц — то Иван — хозяин,

Что красно солнце — то хозяюшка его,

Что часты звезды — то детки его.

Затем шли пожелании хозяйст­венного благополучия.

Уж дай ему Бог,

Зароди ему Бог.

Чтоб рожь родилась.

Из колоса — осьмина,

Из полузерна — пирог,

С топорища — долины,

С руковицу — ширины.

Коляда заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хо­зяев в случае отказа:

Hаш овсень,

Подовай совсем!

А не подашь на Новый год,

Еловый тебе гроб…

В прошлом существовало не­сколько сотен способов гадание: по звездам, месяцу, воде, снегу; с кольцами, зерном, квашней, блина­ми, ложками, курицей, петухом, ов­цами, зеркалом и свечами, и уголь­ками; слушали лай собак, фырча­ние лошадей, разговоры под окна­ми; спрашивали имя у первого встречного, гадали у овина и внутри его, в бане, на улице, на перекрест­ках. Гадания на перекрестках и за околицей считались наиболее дей­ственными — здесь стояли часовни и кресты.

Святки — время уличных забав, вечерок, ряжений. Рядились в вывороченную шубу, медведя, козу, быка, журавля, курицу. Повсемест­но были распространены игры ря­женых в «кобылку» («коня», «ло­шадь») и в «покойника». От времен Московского государства XVI—XVII вв. сохранились указы, запрещав­шие «бесовскую кобылку водить». Однако игра была широко известна и в XlX-начале XX вв.

Газета «Маковец» (№ 1 от 19.01.2012)  

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[2]Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.

Смотрите также: Дед Мороз, Снегурочка, новогодние представления, подарки, пиротехника, салюты, фейерверк
подробнее...