Богоматерь ни на какую другую землю
не излила столько Своей благодати и милости,
сколько на Русскую землю
Архимандрит Кирилл (Павлов)
4 ноября (н. ст.) Православная Церковь чтит Казанский образ Пресвятой Богородицы и с молитвенной благодарностью воспоминает заступничество Приснодевы, явленное Российской стране и ее народу в годину тяжких испытаний Смутного времени (1612 г.).
В обители преподобного Сергия прошли торжественные богослужения с акафистом пред иконой Божией Матери, именуемой Казанской. Прославить Царицу Небесную собрались насельники Лавры, ее прихожане и паломники.

История установления осеннего праздника Казанской иконе Пресвятой Богородицы уходит своими корнями в начало XVII века. Тогда были нелегкие времена в жизни Российского государства и его народа: прервавшаяся царская власть рода Рюриковичей сменилась безначалием, на почве которого легко возникли беспорядки и нестроения во всех пределах нашего Отечества. Воспользовавшись этим, правление в Москве захватили поляки, многочисленные войска которых нападали на русские города и селения, жгли храмы и глумились над православной верой.
Не желая оказаться в порабощении у самозванцев, российский народ, по призыву Святейшего Патриарха Ермогена, встал на защиту своей Отчизны. В ополчение, возглавляемое князем Димитрием Михайловичем Пожарским, был прислан чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы, с которым русские дружины подошли к границам захваченной Москвы. После всенародного трехдневного поста и горячей покаянной молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери от находившегося в польском плену святителя Арсения пришла радостная весть о милости Божией, явленной русскому народу по заступничеству Царицы Небесной.
Воодушевленные известием войска князя Димитрия Пожарского вошли в Москву и освободили ее от иноземных захватчиков. В благодарность за предстательство Пресвятой Богородицы за Русскую землю в 1649 году было установлено празднование Казанскому образу Пречистой Девы, совершаемое и поныне. В наши дни 4 ноября является также и государственным праздником России – Днем народного единства.

«Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, – рассуждает святитель Димитрий Ростовский, – но которыя грешныя? Тыя, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет» [1].
__________
[1] См.: Святитель Димитрий Ростовский. Слово на день явления иконы Божией Матери в Казани.
Справка.
Всенощное бдение с литией и акафистом в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители возглавил наместник епископ Фома.
На богослужении пели два хора: братский хор под управлением иеродиакона Михея (Соррэ) и мужской хор под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Успенском соборе совершил архимандрит Таврион (Иванов) в сослужении насельников монастыря в священном сане.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
Поздравление Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
«Монашеское житие возлюбив»: в Лавре почтили день пострига и тезоименитства ее основателя
В обители Живоначальной Троицы молитвенно почтили Обрезание Господне и день памяти Василия Великого
«Радуйся, Церкве чудное украшение»: обитель празднует Покров Небесной Владычицы
Лаврский наместник вручил церковные награды насельникам и клирикам обители