Сельское поселение Лозовское

logo

Посёлок Лоза находится на северо-востоке Подмосковья на удалении в пятьдесят два километра от Москвы. Посёлок стоит среди более мелких населённых пунктов. Ближайшие к посёлку населённые пункты: посёлок Ситники, деревни: Подсосино, Назарьево, Шарапово, Ильинки, Абрамово, Тураково. Самый близкий к посёлку населённый пункт — пос. Ситники. Наиболее населённым считается дер. Тураково (374 -жителей). Районный административный центр — город Сергиев Посад, располагается в 7,7 км к северо-западу от посёлка Лоза.

В конце XIX – начале XX века большая часть территории современного Лозовского сельского поселения входила в состав Ботовской волости Александровского уезда Владимирской губернии и Морозовской волости Дмитровского уезда Московской губернии. Оба названных волостных центра находились вне границ современного Лозовского поселения.

Жители Шараповского, Подсосенского, Спас-Торбеевского приходов (основа современного Лозовского сельского поселения) занимались главным образом сельским хозяйством, заготовкой и возкой на продажу дров, клейкой папиросных гильз.

В конце XIX – начале XX века среди немногих промышленных заведений на территории будущего Лозовского сельского поселения можно назвать «ткацкую светелку» крестьянина Василия Волкова при селе Шарапово, чесальное, ткацкое, паклеватное и трепальное заведения И.И. Дисфельда в деревне Зубцово и  деревню Шелково, в которой действовали мелкие шелкоткацкие заведения.

В 1899 году на территории современного поселения проживало приблизительно 3400 человек, в 1921 году вся современная территория вошла в состав Сергиевского уезда.  К началу 1927 года здесь проживало 4134 человека. В 2007 году — более 5550 постоянных жителей, из них 2976 человек в поселке Лоза.

Неподалёку от посёлка находятся дачные кооперативы «Строитель», «Солнечный», «Солнечное», «Родник-2», «Родник», «Птицевод-2», «Птицевод», «Москва», «Метеор», «Лотос», «Лесное-2», «Лесное», «Ильинское-2», «Ильинское», «Ильинки», «Известинец». Окружающая местность посёлка Лоза является классическим дачным местом.

Рядом с пос. Лоза (в двух километрах) размещается Ярославское шоссе. Также близкие к посёлку шоссе: A-108 и Р-104.
Со столицей посёлок связывает Ярославская линия Московской ж/д . Железнодорожная станция Сергиев Посад находится в 7 км от пос. Лоза.

По  указу И.В. Сталина от 18 мая 1949 года было создано предприятие военной промышленности по производству высокоточных шариковых подшипников для военных приборов.

В полуразрушенной церкви Святой Марии Магдалины новое предприятие начало выпуск первых образцов продукции. В начале 50-х годов здесь работали около 40 человек, а предприятие называлось «Лаборатория опытного завода», сокращенно – ЛОЗа. Этим же именем назвали и рабочий поселок.

На базе лаборатории впоследствии был создан Загорский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности с крупным опытным заводом. Изготовленные здесь подшипники стояли в первых межконтинентальных баллистических ракетах, спутниках и космических кораблях, орбитальных станциях. Миниатюрный гироскопический подшипник иностранцы назвали «сгустком инженерии».

К сожалению, в годы перестройки количество заказов на приборные подшипники  резко сократилось, коллектив численностью более 2500 человек, стал распадаться.

В середине 90-х годов  было создано новое предприятие – ОАО «ОК  ЛОЗА». В трудных условиях немногочисленный коллектив освоил выпуск деталей для  автомобильного турбокомпрессора, комплектующих  деталей для выпуска банковских машин, прецизионных деталей, стоматологических подшипников.

С 2000 года освоено производство и другой непрофильной продукции – стальной дроби, пулек для пневматического оружия, латунных шариков для автомобильных устройств. В настоящее время продукция акционерного общества экспортируется в Италию, Чехию, Германию, страны СНГ.

В год 55-летия предприятия, 4 августа 2004 года, у проходной предприятия открыт
единственный в стране памятник Подшипнику качения.

 

Наиболее крупные населенные пункты и исторические памятники.

с. Воздвиженское

Село находилось на Большой Переяславской дороге. По преданию, на Воздвиженском холме по пути в Троицкий монастырь к преподобному Сергию отдыхал святой благоверный Великий князь Димитрий Донской, а первый деревянный храм в селе был основан преподобным Сергием, причем, на месте языческого капища. В Воздвиженском совершалась последняя остановка царских поездов при паломничестве венценосных особ к Троице. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная литургия, на которой присутствовал царь, и «Троицкие власти с образами и хлебами били челом Государю пожаловать на праздник к Сергию Чудотворцу».

Впервые село упоминается в жалованной грамоте великого московского князя Ивана III (1467-1474) как великокняжеская вотчина. В XVI – XVII веках Воздвиженское было центром одноименной «государевой» волости; здесь располагался «государев путевой дворец», в котором царь мог отдохнуть по пути в Троице-Сергиев монастырь.

В историю России Воздвиженское вошло в период стрелецких мятежей конца XVII века. В сентябре 1682 года, по пути в Троице-Сергиев монастырь, в селе  остановился царский двор во главе с правительницей царевной Софьей. Вскоре сюда доставили и казнили вождя стрелецкого мятежа, начальника стрелецкого приказа князя И.А.Хованского и его сына Андрея. Их и еще пятерых стрельцов отвели  «за вороты… под гору недалеко» и отрубили им головы «на площади у большой московской дороге».

В августе 1689 года царевна Софья вновь прибыла в село Воздвиженское. Потерпев поражение в борьбе за власть, она направлялась в Троице-Сергиев монастырь для переговоров с царем Петром. В Воздвиженском царевну остановили по царскому приказу и принудили возвратиться в Москву.

В конце XVIII века император Павел I пожаловал село полковнику А.О. Грузинову. С тех пор Воздвиженское стало частновладельческим селом, переходя от одних владельцев к другим. В 1830-х – 40-х годах Воздвиженское принадлежало дочери действительного статского советника А.И. Мухановой, на средства которой в селе построена существующая каменная церковь.

В начале 1927 года здесь проживало 816 человек, а в настоящее время 167.

 

Церковь Воздвижения Креста Господня

Деревянная церковь «Воздвижения честнаго Креста Господня в селе Здвиженском» упоминается в приходных книгах Патриаршего казенного приказа 1628 года.

В XVII веке деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня имел два придела: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.

В Ландратной книге 1710 года указана «церковь Воздвижения Креста с приделом Алексия, человека Божия деревянная».

По свидетельству священника Иакова Иванова, 1 января 1784 года, храм сгорел, однако, утварь, иконы и колокола были спасены. 1 марта того же года была получена Благословенная грамота архиепископа Московского Платона (Левшина) на постройку новой церкви. Деньги и материалы поступили от дворцовой канцелярии. 14 сентября 1786 года, по прошению священника Лукиана Яковлева новый храм с Алексиевским приделом был освящен.

В 1804 году император Павел I пожаловал село Воздвиженское гвардейцу А. О. Грузинову. Затемвладельцы села часто менялись. Строительство каменной церкви началось в 1823 году с прошения дворянина Николая Саломирецкого в Духовную Консисторию о разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами. Начатое строительство было приостановлено из-за недостатка средств. Новой владелице села А. И. Мухановой, дочери действительного статского советника, строительство принесло немалые убытки, так как “трещины в стенах новосооруженной церкви” вынудили разобрать ее до основания.

Каменная церковь в честь Воздвижения Креста Господня с приделом Алексия, человека Божия построена между 1837-1847 годами на средства помещицы А.И. Мухановой. Автор проекта церкви, предположительно, архитектор Ф. Шестаков. Строительством руководил губернский архитектор Д.Ф. Борисов.Лишь Московскому губернскому архитектору удалось осуществить строительство каменной церкви. 29 сентября 1847 года храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1855 году были подняты колокола. Алексиевский придел за недостатком средств был устроен только в 1885 году, освящение которого состоялось при священнике Гордии. В 1887 году настоятель церкви священник Николай Михайлович Соловьев составил подробное описание храма. По ясности замысла и совершенству пропорций Воздвиженская церковь может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира.

Воздвиженская церковь, кроме того, относится к редкому типу храма «под звоном». Звонница устроена в барабане, венчающем кубический объем церкви. «Колокольня устроена вместо главы над куполом и завершена шпилем», – читаем в церковной метрике конца XIX века. На звоннице висело 7 колоколов.

В 1928 году в нем служили иерей Василий Ключарев и диакон Александр Конокотин.

В 1931 году настоятелем был назначен иеромонах Гедеон (Смирнов), насельник Троице-Сергиевой Лавры. 26 ноября 1937 года он был арестован и 10 декабря того же года расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.

В 1932 году с колокольни были сброшены семь колоколов, самый большой колокол весил 120 пудов. После закрытия храм был разграблен. Лишь в конце 70-х годов храм стал филиалом Загорского музея-заповедника.

В 1934 году райисполком запретил колокольный звон Воздвиженской церкви, а в 1938 году ее закрыли.

В 1970-х – 80-х годах церковь служила филиалом Загорского государственного музея-заповедника. В этот период был восстановлен утраченный после закрытия церкви портик.

В 1990 году храм возвращен Церкви. 27 сентября, в день престольного праздника, новым настоятелем иереем Андреем Крашенинниковым был отслужен первый молебен, а 7 декабря, несмотря на отсутствие отопления, совершена первая Божественная литургия.

В храме постепенно осуществлялся ремонт: стеклились окна, налаживались системы отопления и освещения. Была перекрыта кровля, произведена окраска внешних стен, восстановлена ограда. Для колокольни приобретены наборы колоколов и бил. Трудами художника П. В. Пашкова выполнена резьба двух иконостасов. В храме есть почитаемые святыни: старинный Крест-распятие, «Казанская» и «Державная» иконы Божией Матери, а также чтимые иконы Алексия, человека Божия, и «Исцеление усеченной руки святого Иоанна Дамаскина». Богослужения в Воздвиженской церкви совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни.

Рядом с храмом восстановлен бывший священнический дом (1840 года постройки). При советской власти он использовался как клуб. Ныне в нем размещаются воскресная школа и приходской музей истории села. В доме проводятся приходские праздники.

В окрестностях села благоустроены святые источники в честь икон Пресвятой Богородицы: «Троеручицы» и «Беседной». В деревнях Киримово и Щелково воздвигнуты поклонные столпы-часовни с иконами Тихвинской Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В дни праздников возле них совершаются молебны.

К Воздвиженскому храму приписана домовая часовня при военном госпитале г. Сергиева Посада, посвященная великомученику Пантелеимону. В часовне совершаются молебны, исповедь, причащение больных и крещение военнослужащих.

К востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии преподобного Сергия как место, где останавливался просветитель зырян святитель Стефан Пермский. До революции сюда совершался крестный ход из села, и крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 30-е годы часовня была уничтожена, а место, где она стояла, превращено в полигон Геологоразведочной академии. В 1996 году, в год 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского, у обочины дороги был установлен памятный Крест. 9 мая того же года крест был освящен экономом Лавры архимандритом Георгием (Даниловым), ныне архиепископом Нижегородским и Арзамасским.

С 2009 года на территории церкви сооружается крестильная часовня в честь преподобномученика Кронида Радонежского.

Настоятель – протоиерей Андрей Крашенинников.

 

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины

Эта церковь являлась  домовым храмом летней загородной дачи Царь-дар, принадлежавшей  Александро-Мариинскому дому-призрения, крупнейшему благотворительному заведению  дореволюционного Сергиева Посада. Название Царь-дар напоминало о том, что 600 десятин земли под дачей были пожалованы Дому призрения императором Александром III.

Строительство церкви и всего корпуса велось по проекту архитектора И.И. Поздеева. Осенью 1901 г. ее построили и освятили 14 ноября 1901 года во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, церковное чествование которой совпадает с днем ангела императрицы Марии
Федоровны.

Летом в Царь-даре жили воспитанники и воспитанницы Александро-Мариинского Дома призрения; в одном крыле главного корпуса работала амбулатория для жителей окрестных селений.

В советское время в главном корпусе дачи Царь-дар помещалась голубиная станция института птицеводства, туберкулезный санаторий, во время войны госпиталь, после войны производство и административные учреждения.

В 1993 году главный корпус дачи Царь-дар был передан Троице-Сергиевой лавре и в настоящее время восстанавливается вместе с помещением церкви.

 

дер. Подсосино и Успенский женский монастырь

Село Подсосино находится в семи километрах от Троице-Сергиевой лавры в южной части Сергиево-Посадского района, на правом берегу речки Торгоши. Впервые в документах оно упоминается под 1460-ми годами как троицкое (входившее в собственность Троице-Сергиева монастыря) село Богородское. Другие названия села того же XV века: Богородица под Сосною, Пречистая на Торгоше.

Не позднее 1561г. в селе был устроен девичий монастырь «на Троицкой земле Сергиева монастыря»,известный как «Пречистая Богородица под сосною» или «Богородицкой Подсосенье», в котором числилось 30 стариц, в том числе королева Мария Владимировна (в иночестве Марфа), дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродная племянница Ивана Грозного. Овдовев, она и ее малолетняя дочь Евдокия в середине 80-х гг. XVI в. укрылись от мира в нескольких десятках верст от Москвы – в монастыре, именуемом Пречистая Богородица под Сосною.

Монастырь располагался на земле Троице-Сергиева монастыря и содержался за его счет и на пожертвования.

В конце XVI века, по описанию 1580-590-х годов, в этой обители находились: деревянная Успенская церковь клетского типа, деревянный шатровый храм в честь Воскресения Христова и 30 келий. При монастыре стояли 6 крестьянских домов и 12 дворов, в которых жили королева, боярские дети и дворовые люди.

В 1588 году в монастырь была помещена младшая дочь князя Владимира Старицкого, вдова ливонского короля Магнуса – Мария (в иночестве Марфа).

В Смутное время монастырь был «разорен от литовских людей» и запустел. Переживших Смутное время инокинь перевели в Пятницкий монастырь на Подоле у самых стен Троице-Сергиевой обители.

В 1589 г. Борис Годунов пожаловал монастырю ругу, достаточную для содержания 30 стариц. В конце XVI в. в \»Богородице под Сосной\», в окружении восьми келий стариц-черноризиц стояли две деревянные церкви: Успенская и Воскресения Христова. При монастыре числилось 6 крестьянских дворов, двор портного мастера  и 12 дворов приближенных и слуг Марии Владимировны (погребена в Успенском соборе лавры вместе с малолетней дочерью Евдокией).

В 1601-1602 годах здесь был поставлен каменный пятиглавый Успенский храм.

В 1605 г. в Успенский монастырь была помещена царевна Ксения (в иночестве Ольга), дочь покойного царя Бориса Годунова. Так в скромной, затерянной в лесу обители, встретились две знатные женщины: одна постриженная по приказу Годунова, другая — дочь Годунова, жертва его врагов.

В 1608г. польско-литовские интервенты не пощадили Успенский монастырь и разорили его. Он пришел в запустение и больше не возобновился.

В марте 1616 года Троицкий настоятель, преподобный Дионисий (Зобниновский) и келарь Авраамий Палицын поставили на месте запустевшего Успенского монастыря деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг этой церкви и выросло село Подсосенье Радонежского уезда, именуемое в настоящее время Подсосино.

В мае 1616 года ее освятил Троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский), прославленный в лике Радонежских святых еще до учреждения Синода. Храм был клетского типа с колокольницей.

В 1671 году его за ветхостью разобрали, соорудив на его месте с использованием оставшегося материала новый храм. Богослужения в нем совершались до конца 20-х годов XIX столетия, до освящения нового каменного храма.

В 1843г. приходской священник Петр Васильев обратился к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову) с прошением, в котором просил Его Высокопреосвященство две эти обветшавшие церкви «не соблаговолено ли будет уничтожить и материал употребить на отопку церковных печей». Полагая, что обе деревянные церкви были построены в начале XVII столетия, будущий святитель не позволил их уничтожить. Он благословил сохранить их и перенести в урочище Корбуху (ныне один из районов Сергиева Посада).

В конце 1843г. из Подсосино в Корбуху были перевезены обе церкви, а восстановлена лишь одна – Успенская, поврежденное временем дерево которой было заменено деревом Никольской церкви. Успенская сельская церковь стала главным храмом новообразованного уединенного мужского Гефсиманского скита. Скит после революции был закрыт, деревянная Успенская церковь XVII века безвозвратно утрачена.

В Подсосино в 1844 г. остался один каменный трехпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в стиле ампир иждивением помещицы и прихожанки полковницы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в 1825-1827 годах и освящен инспектором Московской Духовной Академии архимандритом Евлампием (Пятницким) – будущим архиепископом Тобольским (†1862). Приделы – в честь свт. Николая и свв. праведных Захарии и Елисаветы – были освящены в 1830г. наместником Лавры архимандритом Афанасием (Федоровым, †1831). В храме имелись росписи, которые фрагментарно можно видеть и в наши дни. В селе действовала церковно-приходская школа.

Церковный причт до 1871г. состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. С 1871г. диаконское место было закрыто. В 1890-х гг. причт состоял из священника и псаломщика.

В XIX – начале XX века село Подсосино с деревнями Варавино, Вихорево, Высоково, Дедушково, Еремино, Коськово, Кредово, Охотино, Степурино, Тураково и Чарково входили в состав Митинской и Морозовской волостей Дмитровского уезда. Деревни Дедушково, Коськово и Кредово исчезли во второй четверти XX века.

К 1927 году здесь было 1234 постоянных жетеля,  сейчас — 394.

Последним настоятелем храма был иеромонах Митрофан (в миру – Михаил Алексеевич Преображенский). 26 января 1938 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной повстанческой группе «монахов и бывших» его арестовали, 14 февраля того же года приговорили к высшей мере наказания и 17 февраля расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

Церковь в том же году была закрыта. В 1957г. взорвали колокольню. Здание храма сначала использовали под зерноток, под склад, потом оно долгое время пустовало.

В 2000г. церковь была передана православной общине, а ее настоятелем назначен священник Александр Ковалев – местный житель. При поддержке прихожан он начал восстанавливать порушенную и оскверненную святыню. В порядок было приведено сельское кладбище. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2000г., ее возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов. В настоящее время восстановлены: разрушенная западная стена, кровля и купола, портики, полы в алтаре и в четверике, поставлены новые металлические двери и оконные рамы. Идет восстановление Никольского придела. В храме установлен временный иконостас. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Осуществляется пастырское окормление школы и детского садика в близлежащем поселке Лоза.

 

Церковь Успения  Пресвятой Богородицы

Каменная пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы построена в 1825 – 1827 годах «собственным капиталом полковницы Елизаветы Алексеевой Арсентьевой».

Рядом с новой каменной церковью оставались деревянные Успенская и Никольская церкви XVII в. В 1843 году, по приказу митрополита Московского Филарета (Дроздова), настоятеля лавры, ветхие церкви были разобраны и перевезены в лаврское урочище Корбуха. Здесь, в уважение памяти архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, из годных материалов двух церквей был собран один храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы.Вскоре вокруг этого храма вырос знаменитый Гефсиманский скит.

В 1938 году Успенская церковь в селе Подсосенье была закрыта и в том же году был осужден и расстрелян последний настоятель храма, иеромонах Митрофан (Преображенский). В 1957 году взорвана церковная колокольня. Она была четырехъярусной и имела 8 колоколов, самый большой из которых весил 265 пудов.

В 2000 году церковь Успения Пресвятой Богородицы возвращена православной общине и в
настоящее время восстанавливается.

Настоятель – священник Александр Ковалев.

 

с. Радонеж

Радонеж – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Радонеж – это и само село и расположенное в стороне от домов древнее городище в излучине речки Пажи. Наиболее ранние археологические находки датируются VIII-IX веками, благодаря найденным украшениям, которые принадлежали народности меря. В X – XIII веках на Радонежском городище выросло славянское поселение. На это указывает сам древний топоним «Радонеж» – форма личного славянского имени Радонег.

В XIV веке рядом с городищем стояло село Радонежское, упомянутое в 1336 году в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника – административный центр Радонежской волости.

В начале 1330-х годов в «весь, глаголемую Радонеж» переселилась семья ростовскогобоярина Кирилла. Здесь прошли последние годы мирской жизни боярского сына Варфоломея, в монашестве Сергия.  По названию села преподобного Сергия назвали – Радонежский.

В первой четверти XV века село превратилось в укрепленный городок Радонеж, центр небольшого удельного Радонежского княжества.  В 1422 году при Радонежском князе Андрее Владимировиче совершилось обретение мощей преподобного Сергия.  Вскоре при участии князя в Троице-Сергиевом монастыре был построен белокаменный Троицкий собор – свидетельство тесной духовной связи Радонежа и обители преподобного Сергия. В конце XV в. городок Радонеж, присоединенный к землям великого Московского княжества, стал центром одноименного уезда, а затем волости. В Смутное время Радонеж был разорен и возродился уже в виде села Городок, входившеев состав Морозовской волости Дмитровского уезда

В XIX веке в округу села входили сельцо Глебово, деревни Антипино, Короськово, Новоселки, Репихово и Рязанцы. В 1832 г. в округе проживало 750 человек, в 1927 г. –  809,  сейчас 253 человека.

В 1989 году селу вернули древнее имя.

 

Церковь  Преображения Господня

Каменная церковь в честь Преображения Господня в Радонеже построена в 1836 – 1840 годах, предположительно по проекту архитектора А.Г. Григорьева. Благодаря гармоничной и выразительной объемно-пространственной композиции церковь вошла в ряд лучших образцов архитектуры стиля ампир. В 1854 году вокруг церкви была устроена ограда с угловыми башнями. На колокольне находилось 7 колоколов, самый большой из которых весил больше трех тонн.

В 1941 году церковь была закрыта и превращена в клуб. В 1970-х – 80-х годах в отреставрированной Загорским государственным музеем-заповедником церкви была устроена экспозиция, посвященная истории Радонежа.

В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращенная Православной Церкви и стала центром подворья Троице-Сергиевой лавры.

 

с. Спас-Торбеево

Старинное село Спас-Торбеево расположено на левом берегу речки Козелки, левого притока реки Торгоши. Оно получило название от фамилии владельцев, Торбеевых, и впервые упомянуто в документе 1516 года. В XVIII веке село принадлежало князю Юрию Федоровичу Шаховскому, который в 1710 году построил деревянную Спасскую церковь, и село стало называться Спасское, «Торбеево тож», позднее Спас-Торбеево.

На протяжении всей своей истории, отмеченной в письменных документах, село Спас-Торбеево было частновладельческим. В начале XVI века деревней Торбеевой владели вотчинники Торбеевы. Во второй половине XVII века Торбеево принадлежало некоему Ивану Чаплину, а в начале XVIII века – князю Ю.Ф. Шаховскому, стольнику царицы Прасковьи Федоровны.Прасковья Федоровна – супруга царя Ивана Алексеевича, брата Петра I.

В 1705 году князь Шаховской построил в Торбеево деревянную Спасскую церковь, и Торбеево стало называться село Спасское и Торбеево,  позднее -Спас-Торбеево.

В 1851 году священник Симеон Иванов сообщал об исцелениях, происходивших после молебнов перед Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в трапезной. Исцелялись бесноватые и расслабленные. Чудеса происходили до 1853 года. В том же году в округе была холера, но Спас-Торбеево она не затронула.

В 1866 году на средства новых помещиков – семьи князя Урусова – был возведен каменный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса с приделами мученицы Татьяны и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Во второй половине XIX века Спас-Торбеево принадлежало князьям Урусовым. Здесь располагалась княжеская усадьба. Владелец усадьбы генерал-майор, князь Сергей Семенович Урусов, богослов, военный историк, математик, шахматист. Дважды, в 1869 и 1889 годах, в имении князя гостил Лев Николаевич Толстой, знакомый с Урусовым по временам обороны Севастополя.

Сергей Семенович Урусов был участником Севастопольской обороны. Закончил службу в чине генерал-майора. В его полку служил писатель граф Л.Н. Толстой, с которым дружба продолжалась всю жизнь. Выйдя в отставку, князь Урусов большую часть времени проводил в Спас-Торбеево, в своей усадьбе, на крутой возвышенности, окруженный типично русскими просторами. Интересы его были разнообразны: математика и литература, богословие и военное искусство, музыка и шахматная игра. По воспоминаниям старожилов, в скромной внутренней отделке храма принимала участие дочь князя Лидия Сергеевна, занимавшаяся живописью. Умерла княжна в возрасте 16 лет от чахотки и была похоронена в подклети под церковью в 1869 году, а затем, в 1881г. умерла и жена. Князь жил уединенно, более предавался молитве и богомыслию, служба в храме совершалась ежедневно. Скончался князь в 1897г. Фамильная усыпальница Урусовых в 1920-е годы была разграблена и осквернена. Разбросанные кости были снова погребены иеромонахом Сергием в подклети.

В 1889 году в Спас-Торбееве великий писатель редактировал «Крейцерову сонату», работал над пьесой «Плоды просвещения».

После революции усадьба Урусовых была разорена. Деревянный помещичий дом, приспособленный сначала под клуб, а затем под школу, сгорел в 1976 г.

В 1921 году Спас-Торбеево с деревнями было включено в Сергиевскую волость Сергиевского уезда.

В 1899 году на этой территории проживало 640 человек, в 1926 г. — 556 , а в  2007 году —
573 человека.

 

Церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа

В 1866 году на средства новых помещиков – семьи князя Урусова – был возведен каменный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса с приделами мученицы Татьяны и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церковь была возведена на новом месте, рядом с усадьбой и обсажена вокруг липовой аллеей. Старый деревянный храм был оставлен как часовня и, по-прежнему, стоял в полуверсте от усадьбы на кладбищенском холме, пока не был разобран.

В клировой ведомости церкви 1899 года отмечено, что она строилась «тщанием и иждивением местной помещицы княгини Татианы Афанасьевны Урусовой при содействии ея супруга генерал-майора князя Сергея Семеновича Урусова». В церкви хранилась местночтимая Владимирская икона Божией Матери, «которая в 50-х годах проявляла благодатныя недужным врачества, и к которой было стечение народа немалое».

В полукилометре от каменной церкви, на сельском кладбище, сохранилась деревянная шатровая Спасская церковь 1705 года. В церкви хранился образ Знамения Божией Матери, данный в 1713 году «вкладом в веки неподвижно» бывшим Троицким архимандритом Сильвестром (Холмским).

После революции обе церкви в селе Спас-Торбеево были закрыты.

В 1920 году и, возможно, до революции в церкви служил священник Николай Иванович Соловьев. Последний настоятель храма – игумен Епифаний (Авдеев), бывший насельник Троице-Сергиевой Лавры, был расстрелян 14 февраля 1938 года на полигоне в Бутово под Москвой.

В 1920-х годах была разграблена и осквернена фамильная усыпальница Урусовых в подклете каменного храма.

В 1922 году при изъятии ценностей в Спасской церкви были взяты три серебряных евхаристических набора и шесть серебряных напрестольных крестов. Церковь стояла закрытой до войны, затем была разграблена. Дом Урусовых был отдан под клуб, позже под начальную школу. Архив и богатейшая библиотека расхищены.

К 1935 году рухнула и была растащена кровля деревянной церкви, разобрана алтарная апсида и колокольня. Райисполком позволил Зубцовскому сельсовету разобрать остатки деревянной церкви на топливо. Закрыли храм в 1938 – 1939 годах.

В 60-е годы территорию усадьбы и церкви занял пионерский лагерь 2-го Московского часового завода. Храм использовался как склад и столовая, в подклети хранилось мясо. С 70-х годов храм полностью заброшен, лишен кровли, обезображен надписями, в нем провалился пол, своды проросли лесом.

С 29 августа 1991 года ежегодно в день престольного праздника настоятель Воздвиженской церкви с. Воздвиженское протоиерей Андрей Крашенинников у стен храма совершал молебен. В 1995 году был зарегистрирован православный приход. Началась расчистка мусора и еженедельные молебны в летнее время. В 1996 году настоятелем храма был назначен игумен Феодор (Волчков), но через 4 месяца он скончался, отслужив первые Божественные литургии и оставив о себе добрую память. Вторым настоятелем стал в 1997 году священник Игорь Ильчук. При нем в летнее время совершались богослужения, была замурована зияющая яма в полу и покрыт металлом центральный купол.

В 2001 году в храм настоятелем, по совмещению, назначен протоиерей Андрей Крашенинников. С этого времени Богослужения стали совершаться регулярно по субботам. На средства прихожан и активной поддержке Воздвиженского прихода удалось восстановить крышу, окна и двери, каменные полы, отмастку и крыльца, установить временный иконостас. В храме застеклены все окна, начаты кровельные работы. Протоиереем Алексеем Бахтиным была оказана помощь утварью. Благочестивый кузнец Андрей изготовил три кованных хороса – паникадила на свечах. Регулярно на помощь храму приезжает бригада добровольных помощников «Реставроса» из Москвы, их силами расчищается подклеть.

В 2006г. храму исполнилось 140 лет. На центральный купол водружен отреставрированный и позолоченный крест. Работы по восстановлению фасада и интерьера продолжаются. Небольшая, но сплоченная община прихожан ищет возможности и средства для дальнейших этапов реставрационных работ.

Приход имеет свои традиции. Ежегодно 6 июля, в память о чудесах Богородицы, стало совершение водосвятного молебна с акафистом пред Владимирской иконой Божией Матери в деревне Зубцово. А 29 августа, в день престольного праздника, после Божественной литургии совершается крестный ход к источнику у деревни Куроедово.

Настоятель – Андрей Крашенинников

 

с. Шарапово

Село Шарапово, одно из древнейших поселений района, известно с 1328 года, когда великий Московский князь Иван Калита завещал его Богородице-Рождественскому монастырю во Владимире. Название Шарапова в грамоте 1328 года селом дает основание предполагать, что и в то время здесь была уже церковь, но документальных сведений о ней не встречается до 1562 года.

В первой половине XV века село Шараповское Кинельского стана Переяславль-Залесского уезда принадлежало вотчиннику Андрею Иванову сыну Шарапову. В 1432 – 1445  годах Шарапов  пожертвовал «свое село Шараповское» с пустошами и со всеми угодьями Троице-Сергиеву монастырю «по своих родителех и своеи душе на поминок».В ХVI веке село Шарапово не раз упоминается в лаврских документах. Вотчиною Троице-Сергиева монастыря Шарапово оставалось до 1764 года.

Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря отмечено четыре вклада данных в обитель шараповскими крестьянами. Так, в 1663 году крестьянин Семен Иванов «дал вкладом мерин бур, звездка во лбу, грива направо  по цене за 10 рублев серебряных».

В конце XVIII – начале XX века село Шарапово, деревни Алексеево, Бревново, Кобылино, Колыванки, Ляпино, Новоселки и Шильцы входило в состав Ботовской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1895 году в Шарапово и округе проживало 1302 человека. В 1920-х годах Шарапово стало центром одноименной волости Сергиевского уезда Московской губернии, созданной из частей старых Ботовской и Булаковской волостей Александровского уезда. В 1927 году в Шарапово и округе насчитывалось 1578 постоянных жителей, в 2007 году — 226.

 

Церковь Архангела Михаила

Деревянная церковь «святаго архистратига Михаила в Шарапове» упоминается в жалованной грамоте митрополита Зосимы в 1490 году Владыка освободил церковь от некоторых пошлин в свою пользу. В писцовых книгах 1592 – 1593 годов в селе так-же указана «церковь Михайло Архангел древяна клетцки, а в церкви образы и книги и все церковное строенье и клепало монастырское». То же можно прочитать и в писцовой книге 1627 года.

Упоминание о храме Архангела Михаила сохранилось в писцовых книгах Троицкой лавры 1627-31 годах существование в Шарапове церкви в течение следующего столетия до 1724 года подтверждается записями в переписных книгах Лавры.

В 1778 году усердием приходского священника Василия Клементьева была построена каменная церковь с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в небольшой трапезной.

В 1820-х годах храм перестроен, к нему пристроили каменные здания колокольни и трапезной с приделами: первый – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и второй – во имя пророка Илии. Из рапорта благочинного церквей Александровского уезда от 19 июня 1829 года известно, что эти приделы были освящены по благословению преосвященного Парфения, епископа Владимирского и Суздальского. В 1848 году храм был разобран и выстроен новый каменный, освященный 28 сентября 1854 года. В 1860-67 годах была пристроена новая трапезная с теми же приделами и возведена высокая колокольня.

В 1848 году каменная церковь по неизвестным причинам была разобрана и тогда же заложена нынешня каменная церковь Архангела Михаила. В 1854 году ее построили и освятили.

В 30-е годы нынешнего столетия храм был закрыт и превращен в зернохранилище, колокольня взорвана а храм разграблен. В доме причта расположился сельсовет. Каменная, в четыре яруса, колокольня была взорвана безбожными властями. В 80-е годы сельский совет в Шарапове был упразднен, деревня опустела, и храм окончательно был заброшен и осквернен. К сожалению, сведений о последних священнослужителях и причте храма не сохранилось.

В 2000 году жители военного городка обратились к благочинному Сергиево-Посадского округа с просьбой о возможности совершения богослужений в разрушенной церкви. Прошение было поддержано, и по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была зарегистрирована православная община. В этом же году сюда был назначен и новый настоятель – иеромонах Кирилл (Егоркин).

Постепенно дом Божий возрождается из руин. В настоящее время восстановлены пять куполов и кровля алтаря храма. В восстановленной части храмового здания в летнее время по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. Недалеко от храма находится источник, обихоженный стараниями настоятеля и прихожан, на котором совершается Великое освящение воды в праздник Крещения Господня.

Особенностью данного Прихода является расположение его вблизи с военным городком при 84 Межвидовом учебном центре 12 ГУМО РФ (войсковая часть №14258). Открытие православного прихода при церкви Архангела Михаила положило и начало духовной связи с этим центром.

6 мая 2002 года иеромонах Кирилл обратился к командиру части Н.П. Гавриленкову с предложением о предоставлении помещения для совершения богослужений. «По-военному» было сразу же принято решение о переоборудовании отдельно стоящего заброшенного здания в гарнизонный храм, который наименовали в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя командира части. За полгода удалось сделать много: отремонтировать здание, провести водопровод, отопление и электричество, устроить алтарь, установить на кровле вызолоченный купол и крест, приобрести необходимую церковную утварь. Гарнизонный храм приписан к церкви Архангела Михаила.

19 ноября 2002 года, в день празднования Ракетных войск и Артиллерии, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Миторополита Крутицкого и Коломенского, Архиепископ Можайский Григорий с клириками Сергиево-Посадского благочиния совершил малое освящение храма. В своем приветственном слове архипастырь сказал: «Мы живем в такое тревожное время, когда рано складывать оружие, ибо мир очень не спокоен: даже в наши дни гибнут на различных постах не только солдаты, но и генералы. И мы все должны сплотиться как один, объединиться духовно. … Необходимо, чтобы наш дух был бодр, и мы могли противостоять любому вражескому натиску, необходима уверенность, что мы не одни, не брошены, что с нами Бог!»

По сложившейся традиции 22 мая, на престольный праздник гарнизонного храма святителя Николая, совершается крестный ход до Михайловского храма деревни Шарапово, в котором участвуют жители и военнослужащие военного городка и сельчане.

Несколько раз в году командование войсковой части совместно с настоятелем храма проводят паломнические поездки по святыням Сергиево – Посадского района. Два раза в год администрация Сергиево – Посадского района проводит на базе Межвидового учебного центра 12 ГУМО День призывника, в котором по традиции участвует и настоятель гарнизонного храма.

Настоятель Прихода совершает духовное окормление больных центрального военного госпиталя 12 ГУМО, в городе Сергиев Посад микрорайона Ферма. Регулярно один раз в неделю, по четвергам в одном из отделений совершается таинство Елеосвящения для всех желающих, а в последний четверг каждого месяца совершается водосвятный молебен. 11 августа 2004 года в госпитале был освящен административный корпус, а в последствии, и остальные пять лечебных с операционными и реанимацией. Осенью 2007 года командование госпиталя планирует передать одно из помещений для совершения богослужений и духовного окормления больных и персонала.

Настоятель – иеромонах Кирилл (Егоркин).

 

Комментариев к материалу — 0

  1. Александр

    Большое спасибо! Очень хороший и познавательный материал об истории наших мест. Немного жаль, что совсем ничего не говорится о том, что через эти места проходила древняя Троицкая дорога от Троицы на Суздаль и Владимир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контекстная справка

[1]Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь - крупный одноглавый четверик в духе переславского барокко с трапезной и шатровой колокольней. Была сооружена в 1757-1769. В трапезной Никольский и Предтеченский приделы, в... подробнее...

[2]Корбуха
Корбуха – это загородный двор предназначенный для приема знатных гостей, императриц и прочих высокопоставленных персон. Двор был построен в середине XVIII века в 3-х километрах от... подробнее...

[3]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[4]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[5]Любимов Константин Павлович (Кронид)
Кронид (Любимов Константин Павлович) 13.05.1859-10.12.1937Кронид (Константин Павлович Любимов), 13.05.1859-10.12.1937 Священномученик, архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1877 году в... подробнее...

[6]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[7] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[8] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[9]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[10] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[11] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[12]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[13]Подскажите есть ли расписание отчитки Отца Германа?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как попасть на отчитку Отца Германа и есть ли расписание? Где можно уточнить информацию по этому вопросу? подробнее...