Флоренский Павел Александрович

logo
e141bd643f34013c27d885776779a991

Содержание

 

Краткая биография

Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937 году) — русский философ, ученый-энциклопедист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900-1904). Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологическом факультете. В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности и. о. доцента по кафедре истории философии (преподавал здесь по 1919).

В марте 1906 в храме Московской Духовной академии по поводу казни лейтенанта Шмидта произнес проповедь «Вопль крови», за что был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине. Опыт православной теодицеи». Утвержден в ученой степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии по кафедре истории философии. В 1912-1917 редактировал журнал «Богословский вестник».

После 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троицко-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике). В 1921 переходит на исследовательскую работу в Главэнерго ВСНХ РСФСР.

Старший научный сотрудник комитета электрификации СССР. В 1921 избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях». В 1930 назначен помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части. В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет, выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный». Осенью 1934 переведен в Соловецкий лагерь. 25 ноября 1937 вторично осужден особой тройкой НКВД по Ленинградской области. Расстрелян.

Главные сочинения:

  • «О символах бесконечности» (1904);
  • «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904);
  • «Вопль крови» (1906);
  • «Общечеловеческие корни идеализма» (1909);
  • «Космологические антиномии Им. Канта» (1909);
  • «У водоразделов мысли» (1910-1929, не закончена);
  • «Пределы гносеологии. Основная антиномия теории знания» (1913);
  • «О духовной истине» (1913);
  • «Разум и диалектика» (1914);
  • «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» (1914);
  • «Смысл идеализма» (1914);
  • «Первые шаги философии. Из лекции по истории философии» (1917);
  • «Об Имени Божием» (1921) и др.

Важное место во взглядах П. Флоренского занимала софиология. В трактовке всеединства и Софии П. Флоренский расходился с В. Соловьевым, строя учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургики и др.), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество, трактуя не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными.

Характерными чертами религиозно-философской мысли П. Флоренского являлись тяга к платонизму и к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; «конкретность» — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания; интеграция идей и методов современного ему естествознания в рамки религиозного мировоззрения. Метафизика П. Флоренского («конкретная метафизика») — это «метафизика всеединства» на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых П. Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача — выявление первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии, с которыми организуются различные области культуры.

В социально-политической области П. Флоренский был убежденным сторонником монархии:

«…Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт, — милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из внерелигиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу».

П.  Флоренский был убежден, что подобно тому как дьявол — обезьяна Бога, кроме истинных единоначальников существуют «суррогаты такого лица» (Муссолини, Гитлер и др.). Подлинная же власть, по П. Флоренскому, должна быть осенена свыше: она не должна быть результатом человеческого выбора, право на истинную власть — «нечеловеческого происхождения» и заслуживает «названия божественного». (См. «Иконостас», П.  Флоренский.)
 
 

Павел Флоренский в Сергиевом Посаде

florenskiy_small

В Сергиевом Посаде Павел Александрович Флоренский жил без малого 30 лет. Он приехал в наш город в 1904 году после блестящего окончания физико-математического факультета Московского университета, чтобы продолжить образование в Московской Духовной академии. Окончив ее, принял предложение читать лекции по курсу истории философии. Жил он тогда в небольшом деревянном домике на Петропавловской улице (ныне улица Первой Ударной армии), где заканчивал работу над одним из главных трудов свой жизни “Столп и утверждение истины”.

В 1908 году Павел Флоренский окончил Московскую духовную академию. Приняв предложение преподавать в Академии, стал читать лекции по курсу истории философии.

В 1910 году Флоренский женится на Анне Михайловне Гиацинтовой — учительнице начальных классов сельской школы. Семья поселилась на Штатно — Садовой улице (ныне улица Фаворского). Здесь в 1911 году у них родился первенец — сын Василий. Через год Флоренский был рукоположен в сан священника. Первым местом его служения стала небольшая деревянная церковь села Благовещенье. Однако прослужил он в этом храме недолго. По предложению Великой княгини Елизаветы Федоровны о. Павел переходит на службу настоятелем больничного храма приюта сестер милосердия Российского общества Красного Креста, здание которого построили недалеко от Вифанской улицы, возле линии железной дороги (ныне ул. Митькина, д.37).

Неподалеку от приюта на Дворянской улице (ныне ул. Пионерская) семья покупает одноэтажный дом. Переезд состоялся в апреле 1915 года. В этом доме у Флоренских родились дети — Кирилл (1915), Ольга (1918), Михаил (1921) и Мария ( 1924).

28 октября 1918 года на первом заседании Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Флоренский был утвержден членом Комиссии и избран заведующим ризницей и ученым секретарем Комиссии.

5 ноября 1918 года он был принят в число сотрудников Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. В первые же месяцы работы в Комиссии вместе с П. Н. Каптеревым составил проект устройства музея в Лавре, а с Ю.А.Олсуфьевым подготовил научное описание икон Троице-Сергиевой лавры, назвав эту работу «Символы горнего». В эти годы Флоренским было написано несколько работ, связанных с его деятельностью в Комиссии: «Храмовое действо как синтез искусств, «Троице-Сергиева лавра и Россия, «Моленные иконы преподобного Сергия, «Небесные знамения (Размышление о символике цветов)», «Иконостас» и др.

К 1918-1920 годам относится один из важнейших периодов в жизни П.А. Флоренского — участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в которой он работал ученым секретарем и хранителем Ризницы. В состав комиссии входили также Ю. А. Олсуфьев, П.Н. Каптерев, М.В. Боскин и др. яркие личности, жившие тогда в Сергиевом Посаде. За короткий срок ими была проведена большая работа по разборке, регистрации и научному описанию монастырских ценностей.

1928 год. Первый арест Флоренского по так называемому “Сергиево-Посадскому делу”. 80 человек, преимущественно из числа “бывших” осудили за “пропаганду или агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти…” Флоренского выслали в Нижний Новгород сроком на три года, однако через несколько месяцев по ходатайству Е.П. Пешковой отпустили домой.

В феврале 1933 года — новый арест, из которого он уже не вернулся. Сначала Флоренского сослали в исправительно-трудовой лагерь “Свободный” в Забайкалье, а затем перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. Оттуда в Загорск шли письма. Около 50 писем с Дальнего Востока и 100 — с Соловков — жене, маме, детям. “Пока я жив, я буду писать, если будет возможность”, обещал он жене Анне Михайловне. И слово сдержал: писал — пока был жив, пока была возможность. Последнее письмо подписано им 19 июнем 37-го, т.е. почти за полгода до расстрела. 8 декабря 1937 года о. Павел Флоренский был расстрелян. Сану священника он остался верен до своего последнего смертного часа.

12 июля 1990 года в Загорске (ныне Сергиев Посад) состоялось открытие мемориальной доски на доме № 19 по улице Пионерской, где с 1915 по 1933 гг. жил Павел Александрович.

 

 

Флоренский Павел Александрович в других публикациях

С мечтой о музее «в дни всемирной революции»…

«Живой музей» Павла Флоренского Одно из самых проникновенных произведений религиозного мыслителя Павла Александровича Флоренского «Троице-­Сергиева Лавра и Россия» увидело свет в...

Трудные дни семьи Розановых

Недолгая жизнь знаменитого философа в Сергиевом Посаде В августе 1917 года известный журналист, писатель и философ Василий Васильевич Розанов по рекомендации Павла Флоренского...

Торжественное открытие и освящение мемориального комплекса на Вифанской

Помимо традиционных богослужений, день Летнего Сергия запомнится сергиевопосадцам и гостям города ещё одним значимым событием. В центре города, на Вифанской улице состоялось...

Патриарх и сергиевопосадцы открыли памятник и музей Флоренского

На открытии памятника священнику и учёному Павлу Флоренскому в четверг провёл молебен патриарх Кирилл.«Диссонанс, между тем, что декларировалось, и тем, как жил народ, стало трещиной,...

Памятник Павлу Флоренскому открыли в Сергиевом Посаде

Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской областиТоржественная церемония открытия памятника философу и богослову Павлу Флоренскому состоялась в Сергиевом...

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Контекстная справка

[1]Вифанская улица
Вифанская улица на карте  На панораме Улицы нашего города: ВифанскаяВ настоящее время часть этой улицы, начиная от Красногорской площади, носит имя Карла Маркса, а... подробнее...

[2]Пионерская улица
Улица Пионерская на карте  На панораме  Перекрёстки с улицамиулица Шлякова улица Карла Маркса Вифанская улица улица Митькина ... подробнее...

[3]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Боскин Михаил Васильевич
СодержаниеБиография Михаил Боскин в Сергиевом Посаде Упоминание в новостях Биография Михаил Васильевич Боскин родился в 1875 г. в д. Кореловщина Гдовского уезда Петербургской... подробнее...

[6]Олсуфьев Юрий Александрович
Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в своей усадьбе Буйцы Тульской губернии... подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[8]1-й Ударной Армии улица
Улица Первой Ударной Армии на карте  На панораме  Перекрёстки с улицамиКукуевская набережная Аптекарский переулок Крутой переулок Зелёный переулок Долгокукуевская... подробнее...