Александр Мень родился 22 января 1935 года. Он получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 — священник Русской Православной Церкви. Отпевал В. Высоцкого. А. Мень известен как историк религии, проповедник и комментатор Библии. Как проповедника А. Меня отличало умение доходчиво толковать сложные вопросы культа и веры. На религиозные темы начал писать рано. (Издания работ А. Меня советского периода выходили под псевдонимом Эммануил Светлов.)
Наиболее известные сочинения: «Сын человеческий» (первый вариант этого произведения А. Мень написал в 14 лет), «История религии» (в 7 томах), «Таинство, слово, образ», «Как читать Библию»; ряд статей в «Богословских трудах» и церковных журналах России, Болгарии, Франции, Германии. Отдельными изданиями выходили устные выступления (проповеди, лекции, диспуты).
Из богословского наследия А. Меня центральными являются его концепция религиозной истории человечества и связанные с ней гносеология (богопознание) и понимание религии, наиболее полно выраженные в его фундаментальном труде «История религии». По мнению А. Меня, человек познает мир через ощущения, отвлеченную мысль и интуицию, синтез которых порождает высший тип познания, которому подвластно проникнуть в сферу парадоксального и антиномичного. Солидаризируясь с Плотином, А. Мень считает, что «духовное познание есть плод живой интуиции», с переживания которой начинается религиозная история человечества, история богопознания, которая проходит ряд этапов: магический, этап поиска «духовного» божества, которое требует нефизической жертвы, и этап Богочеловека (христианского откровения). Таким образом, Бог «открывается человеку постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания». История богопознания суть история человеческой духовности.
А. Мень определяет религию как «преломление Бытия в сознании людей», которые пытаются постичь Божественную сущность (замысел) этого самого Бытия; «религия — это связь человека с самим Источником бытия…». «Религия включает в себяформы, в которые облекается вера (догматы) — молитвословия, обряды, каноны…», которые «служат средством богообщения и средствами единения верующих». По мысли А. Меня, «религии в мире есть часть культуры. Они вырастают вместе с порывом человеческого духа к вечности, к непреходящим ценностям». Христианство, считал А. Мень, является «динамической силой, всеобъемлющей все стороны жизни…». Через «утверждение, охват и полноту» оно содержит практически все идеи многих религиозных и философских систем (буддизма, ислама, брахманизма, индуизма, конфуцианства, пантеизма), но не является попыткой их синтеза, а выступает как новый (последний) этап богопознания; его сущность встреча с «человеческим ликом Бесконечного» (встреча с Богом-Личностью). А. Мень считает, что «история христианства только начинается»; «мы еще неандертальцы духа и нравственности» и две тысячи лет христианства — «это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его».
Разделение христианских церквей — «общий грех и нарушение воли Христовой» — должно быть преодолено в будущем в духе братской любви. Причины расхождения в 11 в. западных и восточных христиан, полагает А. Мень, являются «преимущественно культурно-политическими» и в принципе преодолимы в рамках богословского диалога. А. Мень выступал против придания православию статуса государственной религии; христианство не может санкционировать какой-либо политический режим как специфически христианский. Основная черта любой политической системы — целесообразность и гуманность. Гуманизм, по А. Меню, — достоинство личности, ценность жизни и творчества, свобода оправдан тем, что человек — творение Божие, его подобие и образ.
По вопросу отношения «наука — религия» А. Мень был уверен, что научное исследование Библии и церковной истории — важное средство для уяснения смысла откровения. «Познание мира, изучение природы есть один из способов познания мудрости Творца».
Русским православным духовенством богословская и общественная деятельность А. Меня оценивается неоднозначно. Основной критике подвергаются следующие положения: возможность снятия принципиального разногласия в символах веры католиков и православных (догмат о нисхождении Святого Духа); признание ценности нехристианского религиозного опыта, что влечет признание необходимости экуменического диалога с нехристианскими религиями и грозит догматической «нечистотой» христианской церкви; также А. Меня обвиняют в терпимом отношении к оккультизму (поводом к этому послужила лекция А. Меня «О духовном целительстве»).
Мень Александр Владимирович в других публикациях
В КПЦ «Дубрава» откроется выставка карандашных рисунков о. Александра Меня
22 января в КПЦ "Дубрава" откроется выставка «Александр Мень. Эскизы эпохи». Когда еще не существовало компьютеров и интернета, карандаш был повседневным спутником большинства людей,...
В Сергиевом Посаде отмечают День памяти протоиерея Александра Меня
Дом-музей Александра Меня решено открыть для посетителей на постоянной основе. Фотографии Александра Меня разных лет, его рисунки на библейские сюжеты, книга «Христос» - вещи из...
Арт-коллекция журнала «Наше наследие» теперь хранится в Сергиево-Посадском округе
Культурно-исторический журнал «Наше наследие» передал музею-заповеднику «Абрамцево» коллекцию из 259 произведений искусства. Часть экспонатов сейчас можно увидеть на тематической...
Презентация книг к юбилею Александра Меня
14 февраля в Центральной библиотеке имени Розанова прошла встреча "Отец Александр Мень и духовные очаги Сергиева Посада. Прошлое и современность". Настоятель Сергиевского храма в...
30 лет назад не стало А. Меня
На фото Ювеналий и Б. Громов помещают закладную грамоту в алтарь будущей церкви. Протоиерей Александр Мень является личностью известной далеко за пределами Сергиево-Посадского...