Спортивное созидание 3.0

logo
Спортивное созидание 3.0

Мы завершаем наш цикл экскурсий по кружкам моделистов нашего города. На этот раз мы приехали в авиасекцию, где нам показали, Что нужно сделать, Чтобы самолёт полетел, легко ли им управлять и можно ли удержать истребитель одной рукой.

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Мощность и лёгкость

В центре “Юность” мне сразу рассказывают про классы моделей: их более двадцати. Тут и стендовые копии, у которых главное — это внешний вид, и планеры, и пилотажные, мало представлены только самолёты для воздушного “боя” — ими, в основном, занимается Краснозаводский авиамодельный кружок.

Каждая, как и принято у моделистов, произведение инженерного искусства. “Всё дело в весе, — показывает одну из моделей Юрий Валерьевич Булдаков, руководитель кружка. — Двигатель должен иметь вдвое большую мощность, чем вес самолёта, то есть, если самолёт у нас один килограмм, то двигатель должен тянуть два, два с половиной”. Самые простые виды делаются по полгода. Сначала деревянный каркас, потом он обтягивается пенопластом, на последних этапах, если нужно, добавляется электроника — и опять, на всех стадиях идёт жёсткий контроль за весом. Соответственно задачам подбираются и материалы — специальные пластики, особые виды пенопласта, уже знакомое нам дерево бальса. Многие составляющие моделей в России не производятся.

Создание самолёта напоминает пирамиду. “Если у вас тяжёлые материалы или неточные расчёты, нужен более мощный мотор. Если мотор мощнее, то таким же должен быть и аккумулятор, а всё это утяжеляет конструкцию”. В определённый момент Юрий Валерьевич достаёт одну из готовых лётных моделей и предлагает её “подержать”. Я сначала подумал, что просто в руках, но выяснилось, что положение будет немного иным. Ставим модель на стол, беру одной рукой за самолёт, а Юрий Валерьевич включает двигатель. Со стола сносит вообще всё, что там случайно завалялось, волосы стоящих за винтом раздувает, как от студийного вентилятора. Рука у меня заметно напряглась, при этом “на весу” даже большую модель едва чувствуешь.

Мастерство считают в самолётах

Спортивное созидание 3.0

Лучшей демонстрацией тренировок пилота-моделиста для меня стал анекдот, рассказанный Юрием Валерьевичем.

У человека спрашивают:

— Сколько учишься?

Он отвечает:

— Шесть.

— Недель?

— Нет.

— Месяцев?

— Нет.

— Лет?

— Нет.

— Так чего?!

— Шесть самолётов.

 

Последствия у пилотов-моделистов не настолько драматичные, как у их военных и гражданских коллег, так что падения — явление достаточно частое. Тем не менее, прежде чем “ронять” модели настоящие, все бьются на симуляторе. Дают попробовать. Решив, что как ветеран “Ил-2: Штурмовик” легко справлюсь, с радостью берусь за джойстик: после пятого “убитого” самолёта уже ясно, что даже несколько секунд продержаться в воздухе не так просто. Ты контролируешь закрылки, наклон, скорость, а это ещё без ветра и прочих погодных условий. После меня за джойстик берётся Алексей Решетников, педагог центра и неоднократный чемпион мира, Европы, Кубка мира и России по ракетомодельному спорту, и показывает, как нужно. После посадки он рассказывает: “Мы иногда, когда погода не лётная, устраиваем тут турниры на симуляторе. Ребят не оторвать”.

Спортивное созидание 3.0

После виртуальности тренируются на базовых прототипах, простых в сборке и в ремонте. А уже только после этого переходят на настоящие модели. “Некоторые могут лететь вперёд, назад, уходить в штопор. Они часто выполняют фигуры, которые настоящий самолёт почти никогда не сможет выполнить”, — описывает полёты моделей Юрий Валерьевич. Джойстик управления каждый пилот самостоятельно программирует “под себя”, учитывая скорость реакции, плавность и другие показатели.

Высший пилотаж

Видов соревнований столько же, сколько и классов моделей, и специфика у них разная. Например, если для стендового показа копий делается всего одна модель, то в воздушных “боях” их делают сразу несколько: на весь спортивный сезон подготавливают по 30-40 самолётов. Также и с правилами — в одном виде соревнований основной задачей будет показ фигур высшего пилотажа, в другом — время, проведённое в полёте, в третьем — точность деталей.

Секции нашего района участвуют и достигают успеха почти во всех видах. В последнее время особенно отличались краснозаводские авиамоделисты. Не так давно воспитанники секции заняли: первое и третье места на первенстве России по воздушному бою, первое и второе места на Чемпионате Москвы и, конечно, третье место в финале Кубка России.

Сергиевопосадцы тоже регулярно участвуют в различных соревнованиях, на следующий год ребята готовятся к чемпионату Европы, который пройдёт в Польше.

Модельный спорт оказался удивительным сочетанием. С одной стороны управление моделью ставит перед пилотом определённые условия: неважно, на воде или на воздухе, нужна реакция и чёткая оценка событий, в первую очередь погоды, либо, если нет непосредственного управления, учесть нужно всё; при этом месяцы, а то и годы, технической, интеллектуальной подготовки (читай тренировок), точных расчётов и создания. Моделизм даёт человеку те же моральные качества, что и, например, бег (целеустремлённость, волю к победе, готовность к здоровой борьбе), а к этому добавляет инженерную подготовку, которую многие используют в будущей профессии. Так что, отвечая на вопрос, который частенько слышат и авиа-, и судо-, и ракетомоделисты, можно спокойно ответить: “Да. Это спорт, просто это не только спорт”.

Иннокентий Майоров
Фото Сергея Семенькова

Источник: Газета Вперёд

Сохранить



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новости спорта
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные со спортом, соревнованиями и турнирами. Материалы о спортивных событиях и о развитии спорта в районе. подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...