Спеши не спеша, или как помочь учиться первокласснику

logo

Спеши не спеша, или как помочь учиться первокласснику

pixabay.com

В преддверии нового учебного года министр образования Московской области Марина Захарова сообщила, что 1 сентября количество школьников в регионе вырастет на 41 тысячу человек. Цифра внушительная, но образовательные учреждения в регионе к этому полностью готовы. В Сергиевом Посаде в первый класс пойдут 2600 детей, в плане подготовки к новому учебному году наш район в числе «отличников». Учреждения принять детей готовы, но готовы ли к этому сами первоклассники и их родители? О том, как помочь детям начать школьную жизнь без стресса, рассказал педагог-психолог из социально-реабилитационного центра в Реммаше Алексей Макаров.

Чем раньше, тем лучше?

Лично мне не повезло: в первый класс я пошла в возрасте шести лет. Родители говорят, тогда многие так делали — отдавали своих детей в школу пораньше, но, как мне кажется, это была очень плохая идея.  Весь первый класс я буквально проспала за партой. Моя первая учительница часто жаловалась на меня: «Женя снова весь день считала ворон за окном». Как я теперь понимаю, моя детская головушка не была готова к новому жизненному этапу и просто отключалась, когда происходил умственный «перегрев». Учеба была стрессом, который нередко усугублялся и дома. Думаю, у многих из нас так случалось: на часах половина одиннадцатого вечера, «домашка» сделана только наполовину. Безумно хочется спать, а гиперответственные мама или папа все никак не сжалятся над бедным ребенком… Нескончаемый кошмар, который не могу забыть до сих пор.  

Подозреваю, если бы кто-то тогда рассказал моим родителям, что излишняя ответственность может дурно сказаться на отношении ребенка к учебе, то начальная школа мне запомнилась бы не только с этой стороны. Психолог Алексей Макаров соглашается с этим, он уверен, что родителям первоклассников нужно руководствоваться одним простым и одновременно самым сложным правилом: «Никуда не спешить». В противном случае у первоклассника может пропасть желание учиться.

«Первый класс – важный этап. В жизни ребенка меняется все: окружение, обстановка, ответственность. Он все должен прочувствовать на себе — что от него теперь требуют и как лучше это сделать. Дайте ему время сориентироваться: если не мешать, он очень быстро адаптируется и начнет активно учиться, это заложено в природе всех детей. И ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими. Все дети очень разные, всем требуется разное время на адаптацию», — уверен психолог.

А вот к чему стоит отнестись предельно серьезно, так это к расписанию дня. Порядок и дисциплина положительно скажутся на успеваемости первоклашки.

Кружки и секции: «за» или «против»?

Многие родители первоклассников считают, что ребенок просто обязан посещать кружки. Психологи же относятся к этому не так однозначно.

«Первый месяц – показательный. Понаблюдайте за уровнем нагрузки в учебе, проанализируйте, как справляется ребенок. Если учеба дается хорошо, можно подумать о том, чтобы записать его в какой-нибудь кружок. Хорошо, если это будет спортивная секция: двигательная активность эффективно снимает избыточное возбуждение, которое может возникать из-за интеллектуальных нагрузок. Поработал головой – побегай! Если же ребенку тяжело заниматься спортом, то можно его просто вывести на улицу погулять. Он переключится, а значит, ему будет проще выполнить домашнее задание», — советует Алексей Евгеньевич.

Очень часто дети и вовсе протестуют против кружков или секций. В этом случае психолог также советует не давить: дите справится с первым стрессом и само решит, как разнообразить свой досуг. Самое главное помнить, что ребенок способен развиваться только тогда, когда он не боится, что его накажут, обзовут или в чем-то обвинят. Позвольте ему быть самим собой, но предлагайте время от времени различные занятия. В конце концов, рано или поздно он чем-то заинтересуется или последует примеру друзей и одноклассников.

«Не бойся, я с тобой»

В жизни первоклассника очень много разных открытий. Оценка себя и других, отношения в классе – осознать или принять некоторые вещи ему бывает очень непросто. Прекрасно, если класс вверен доброй и справедливой классной «маме», которая контролирует атмосферу в коллективе, но за адаптацией детей должны следить и родители.

Психолог Алексей Макаров часто говорит о пользе доверительных отношений: по его мнению, это решает многие проблемы, связанные со взрослением. Расспрашивайте своего первоклашку о том, с кем он дружит, с кем ему комфортно общаться, а с кем – не очень, что его радует или огорчает. Он должен знать: что бы ни происходило, ему есть к кому обратиться за помощью или советом, что дома – друзья и защитники, которые выслушают и утешат.

«Бывает и так, что малыш не хочет идти в школу из-за того, что сильно скучает по маме или папе. В этом случае рекомендую ему морально помочь. Положите в его портфель любимую игрушку или же вашу вещь. Так он будет чувствовать связь с вами, а значит, будет легче переживать расставания», — советует педагог-психолог.

 

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *