Когда жизнь человека не наполнена Богом, она не наполнена и бытием, и напоминает отчаянную пустоту. Часы, наполненные Богом, дольше веков без Бога.
Все вещественное в окружении — пустота, вакуум, если не наполнено Богом.
Всякая душа — пустота, если не наполнена Богом.
Люди настолько причастны к бытию, насколько наполнены Богом. Ибо только Бог — бытие.
Потому иллюзорны мысли, будто бы все люди одинаково причастны к бытию. Есть причастные и непричастные. Это зависит от меры Бога, от меры бытия, которую они носят в себе.
Со страхом говорю тебе: есть и непричастные к бытию люди. Они как будто и не существуют. И отличаются они от причастных к бытию так, как отличаются предметы во сне от предметов наяву. Хотя для неискушенного все люди выглядят одинаково причастными к бытию!
«Ведь они все же существуют, эти непричастные к бытию люди!» — скажешь ты. Да, ибо даже когда костер совсем угасает, последний дым еще витает над кострищем.
Святитель Николай Сербский. Избранное. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря. Минск, 2004.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра