Серебряная братина Троицкого монастыря вернулась домой

logo

Новую эффектную форму коммуникации с городским сообществом придумали в Историко-художественном музее-заповеднике. Художественный совет музея, который принимает решение о включении в фонды новых поступлений, здесь впервые сделали открытым для прессы и общественности. Работа совета шла в интерьере выставки «И свеча не угасла…», развёрнутой в музейном комплексе «Конный двор». 

 Серебряная братина Троицкого монастыря вернулась домой
Завсектором Сергиево-Посадского музея Наталья Толстухина представляет новые поступления.


Галина Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XVI-XVII веков», представила серебряную братину первой половины XVII века, изготовленную по заказу Троице-Сергиева монастыря, предположительно, в Москве или в стенах самой обители. Её принадлежность к монастырю документально зафиксирована в Описи имущества 1641 года, где братина значится среди «четырнадцати братин на келарское дело, венцы золочёны, в венцах резаны травы и слова Троицкие Сергиева монастыря». Все описанные братины сохранились до начала XX века, были включены в состав Сергиевского художественного музея и вошли в опубликованную в 1926 году «Опись серебряных чарок и серебряных братин бывшей Троице-Сергиевой лавры», составленную Ю.А. Олсуфьевым.

В 1930-1932 годах 13 братин из этой группы были переданы в Московскую контору «Антиквариат» Акционерного Общества «Госторг РСФСР» «для реализации». Часть из них в настоящее время находится в музеях США. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике сохранилась лишь одна подобная братина, отличающаяся от предлагаемой на закупку большим размером.

Серебряная братина первой половины XVII века – уникальное явление антикварного рынка и представляет чрезвычайный интерес с точки зрения частично распроданной в 20-30 годы XX века коллекции бытового серебра древнего ризничного собрания Троице-Сергиевой лавры. Возможность вернуть в коллекцию Сергиево-Посадского музея одну из братин возникла впервые за всю историю существования музея. Не исключено, что в последний раз. К тому же произведение отличается прекрасной сохранностью.

Художественный совет рассмотрел также две ценные шкатулки. Миниатюрную шкатулку «Андрей Рублёв» в 1985 году расписал в традициях федоскинской школы заслуженный художник России А.А. Фёдоров. Шкатулку «Начало. Сергий Радонежский» создали в 2014 году члены Союза художников России, ведущие мастера современной палехской лаковой миниатюры Николай и Нина Лопатины. Оба произведения отличают оригинальность авторской манеры, интересные композиционные, образные и цветовые решения. Шкатулки представила заведующая сектором отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков» Наталья Толстухина.

Все три предмета Художественный совет постановил включить в собрание Сергиево-Посадского музея. Их приобретение стало возможным благодаря финансированию Министерства культуры Московской области и Министерства культуры Российской Федерации. Заместитель генерального директор Сергиево-Посадского музея Светлана Николаева сообщила, что отныне подобные открытые художественные советы будут проходить в музее регулярно.

Игорь Борисов

Источник: OkPosad



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *