На протяжении всего XVII в., благодаря соседству с Троице-Сергиевым монастырем, жители окружавших его слобод и сел часто оказывались сопричастниками важных событий в истории Российского государства, немногим уступая в этом отношении жителям Первопрестольной.
В августе 1612 г. через село Клементьево, направляясь к Москве для освобождения ее от поляков и литовцев, прошло ополчение Минина и Пожарского. Проходящих ратников благословлял троицкий архимандрит Дионисий. В мае 1613 г. местные жители стали очевидцами торжественного поезда Михаила Романова, шедшего в освобожденную Москву на царский престол. Иерусалимский, Константинопольский, Александрийский патриархи, посещая Троице-Сергиев монастырь, неоднократно останавливались в гостинице села Клементьева, проводили богослужения в сельской церкви. [1]
Ежегодно весной, на праздник Святой Троицы, и осенью, на день поминовения Преподобного Сергия Радонежского, жители села Клементьева и слобод видели, как цари совершали паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Село Клементьево служило последней остановкой на пути царя со свитой к монастырю: здесь, в специально поставленном шатре, царь сменял дорожное платье на парадное, отсюда, часто пешком, он отправлялся к монастырю под непрерывный колокольный звон в сопровождении монастырских властей и народа.
Троице-Сергиев монастырь на рубеже XVII—XVIII вв.
Фрагмент гравюры И. Ф. Зубова. Начало XVIII в.
При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1701 г. на стенах и башнях Троицкой обители стояли: 22 пушки, 1 пушечка, 1 тюфяк, 21 пищаль. В Плотничной башне хранилось свыше 2500 ядер.
Троице-Сергиев монастырь. Икона. 40—50-е годы XVII в.
Двумя внезапными приездами царской семьи в Троице-Сергиев монастырь ознаменовались 80-е годы XVII в. Осенью 1682 г., «избегая злоумышления» со стороны московских стрельцов и начальника их, князя Хованского, в Троицком монастыре укрылись юные братья Иван и Петр и сестра их царевна Софья. За крепкими монастырскими стенами царская семья дождалась успокоения Москвы и усмирения стрельцов. [2] В ночь на 8 августа 1689 г. в сопровождении небольшой свиты прискакал в Троицкий монастырь царь Петр. Здесь он укрылся от «злоумышления на его жизнь» царевны Софьи и все тех же московских стрельцов. Вскоре монастырь и его окрестности наполнились верными Петру войсками, которые «сташа около Сергиева монастыря и вокруг верст на десять, и по Московской дороге поставиша крепкие караулы». [3] 8 октября 1689 г., уже самодержавным государем России, царь Петр покинул Троице-Сергиев монастырь.
Бунт московских стрельцов в 1682 г.
Книжная миниатюра. XVIII в.
«Ворвавшиеся в церковь стрельцы находят Афанасия Нарышкина и чинят над ним расправу».
Возвращение в Москву царевичей Петра и Иоанна из Троице-Сергиева монастыря после подавления стрелецкого бунта.
Книжная миниатюра. XVIII в.
Политические события конца XVII в., связанные с именем царя Петра, нашли свое отражение в преданиях, бытующих и до нашего времени.
Уточья башня. XVII в.
Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.
Одно из таких преданий объясняет название угловой северо-западной Уточьей башни — самой красивой башни Троицкой крепости, шпиль которой увенчан белокаменной уткой. При Петре I башня называлась Житничной. Согласно преданию, Петр I, укрываясь в Троицком монастыре, любил стрелять с этой башни уток на Белом пруду. Отсюда якобы и произошло новое название и необычное завершение башни. [4] Другое предание объясняет название самого большого монастырского сада, расположенного перед южной стеной Троицкой крепости. Согласно преданию, сад называется Пафнутьевским в честь Пафнутия Сагалаева, сына одного из стрелецких голов, сверстника и любимца царя Петра. Узнав о злодейском умысле на жизнь царя, гласит предание, Пафнутий из Москвы поспешил в Троицкую обитель к молодому царю и нашел его в саду. Царь обнял и поцеловал юношу, сказав ему: «Пусть же на память верной твоей службы и заслуги, сей сад [место их свидания. — Авт. ] именуется отныне Пафнутьевым». [5]
Царские Чертоги. Конец XVII в.
Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.
Из записок Корнелия де Бруина.: ♦Палаты Его Царского Величества, великолепныя и царския снаружи, находятся по правую сторону, и ход в них идет двумя различными лестницами; передовая сторона этих палат чрезвычайно обширна. Они имеют несколько ярусов, но внутренность их не соответствует наружной красоте».
События 80-х годов XVII в. нашли свое отражение не только в преданиях, но и в двух прекрасных зданиях, которые украсили Троице-Сергиев монастырь в конце столетия: это Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского и царские Чертоги. Обоим зданиям отводилась важная роль в церемониале царских посещений Троице-Сергиева монастыря: Чертоги предназначались для проживания царя, в Трапезной же он, по обычаю, угощал монастырскую братию.
Иностранец, посетивший монастырь зимой 1702 г., так описал названные здания: «Палаты Его Царского Величества, великолепныя и царския снаружи, находятся по правую сторону, и ход в них двумя различными лестницами; передовая сторона этих палат чрезвычайно обширна… Трапезная иноков, другое большое здание, стоит против палат и видом похожа на оныя. Все окна украшены маленькими колонками, и камни расписаны различными красками». [6] Большое впечатление на этого иностранца, как в свое время на Павла Алеппского, произвела крепость Троице-Сергиева монастыря.
Троице-Сергиев монастырь.
Фрагмент гравюры И. Ф. Зубова Начало XVIII в.
В 1708 г., для отражения возможного наступления шведского короля Карла XII на Москву, крепость Троице-Сергиева монастыря была усилена «земляными фортециями», насыпанными перед крепостными стенами и башнями. Крепость и фортеции охраняли монастырские солдаты. Со времен царя Петра так стали называть троицких стрельцов и пушкарей.
Трапезная палата с церковью Преподобного Сергия. 1686—1692 гг.
Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.
Из записок Корнелия де Бруина (1702 г.): «Трапезная иноков, другое большое здание, стоит против [царских] палат и видом похожа на оныя. Все окна украшены маленькими колонками, и камни расписаны различными красками».
При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. Согласно описи монастыря 1701 г., выполненной по приказу Петра I сразу же после Нарвского сражения, на стенах и башнях Троицкой крепости стояли: 22 пушки, 1 пушечка, 1 тюфяк, 21 большая пищаль. В Плотничной башне хранилось свыше 2500 ядер. [7] В 1708 г., в ожидании наступления шведского короля Карла XII на Москву, крепость Троице-Сергиева монастыря была усилена «земляными фортециями», насыпанными перед крепостными башнями. [8] Крепость и фортеции охраняли монастырские солдаты. Так со времен царя Петра стали называть троицких стрельцов и пушкарей. [9]
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… С.46; См. также: Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 112— 113.
[2] Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 114.
[3] Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии.
СПб, 1799. Ч. 4. С. 138-139.
[4] Об особенностях архитектурного облика Уточьей башни см.: Балдин В. И. Загорск. Архитектурно-художественные памятники. М., 1984. С. 202-206.
[5] Цит. по кн.: Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры с приложениями архимандрита Леонида. М, 1890.
С 36-37. Существует как минимум одно предание, связанное с именем Петра I, — это «Чудо с колоколами Троице-Сергиева монастыря». Предание относится ко времени, когда парь Петр после поражения под Нарвой приказал снять церковные колокола для отливки новых пушек, но пощадил Троицкий колокол, отлитый при Никоне. См.: Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря // АН СССР, «фуды отдела древнерусской литературы. XXVI. Древнерусская литература и русская культура XVIII—XX вв. Отдельный оттиск Л, 1971.
[6] Корнелий де Брюин. Путешествие Корнелия де Брюина через Московию // ЧОИДР. М, 1872. Кн. 1. С 36-37.
[7] РГАДА. Ф. 237. On. 1. Ед. хр. 27 (1701).
[8] Балдин В. И. Загорск. История города и его планировки. М., 1981. С. 32.
[9] Арсений, иеромонах. Казанская и Ильинская церкви… С. 5.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Уточья башня (XVII в.)
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по... подробнее...
[2] — Белый пруд
По праву одной из достопримечательностей Сергиева Посада является Белый пруд. В буквальном смысле «белым» он никогда не был. Название, скорее всего, восходит к одному из значений этого... подробнее...
[3] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[6] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[7] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...