Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

logo

В XVIII в. слободы по-прежнему вошли крупным торгово-ремесленным поселением. К слободам первой половины XVII в. прибавились новые. Южнее монастыря, в районе пересечения современных улиц 1-й Рыбной и Возне­сенской, появилась «слобода, что словет Терентьева роща». [1] Судя по названию, слобода возникла на месте Терентьевой ро­щи, откуда в 1608—1609 гг. поляки обстреливали монастырь и с деревьев которой они наблюдали за его защитниками. Од­новременно с этой слободой западнее Плотничной башни по­явилась Бутырская слобода. Новые слободы получали свои на­звания по месту расположения, а не по профессии большинст­ва жителей, в то же время старые слободы переименовывались по названиям своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Служняя слобода названа Рождест­венской, а Пушкарская и Стрелецкая объединены в общей Ильинской слободе. [2] Приведенные при­меры свидетельствуют о том, что и в XVII, и в XVIII вв. слободы представляли собой не что иное, как улицы с выходящими на них дворами. Увеличение числа слобод-улиц усложняло управ­ление ими. Поэтому к 40-м годам XVIII в. все слободы были сведены в 6 приходов, по старинке называвшихся слободами: приход Рождествен­ской слободы, Вознесенской слободы, Введен­ской, Успенской и Воскресенской слобод. Прихо­ды управлялись соцкими и пятидесяцкими, вы­полнявшими требования Собора Троице-Сергиевой Лавры (это почетное наименование было присвоено монастырю в 1744 г.).

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

Ильинская слобода. Вид из-за Келарского пруда. Открытка рубежа XIX—XX вв.

В XVIII в. троицкие слободы в сово­купности по-прежнему представля­ли собой крупное торгово-ремесленное поселение. Умножилось число слобод. Старые слободы ста­ли все чаще называться не по про­фессии большинства своих жите­лей, а по имени своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Пушкарская и Стрелецкая слободы обьединены под общим названием Ильинская слобода.

9 мая 1748 г. «словесным приказанием» Собора велено было в каждом приходе соцким и пятидесяцким устроить ночные ка­раулы; караулам ходить с дубинками и трещотками, хватать ша­тающихся и пьяных, смотреть, чтоб не было пожаров. [3] Этот приказ был отдан через два года после страшного пожара, опус­тошившего слободы. Пожар случился в субботу 17 мая 1746 г., накануне Троицы, во дворе слуги Андрея Варламова в Рождест­венском приходе. Нарушив приказ Собора жителям «о нетопле­нии своих хоромов и бань», Варламов затопил баню для больной матери. От загоревшейся бани огонь быстро перекинулся на со­седние дворы и на Лавру. По замечанию историка, паника «от непостижимой пожарной скорости» была так велика, что и мо­щи Преподобного Сергия перенесли за версту от Лавры, где по­зднее возвели Кокуевскую кладбищенскую церковь. [4] В Лавре огонь уничтожил убранство надвратной церкви Иоанна Предте­чи, кровли на остальных церквах, ограде, кельях; сгорели лавр­ский архив, пивной и гостиный дворы, богадельни, деревянная Красногорская часовня. Не меньше разрушений огонь причинил слободам: сгорели 5 деревянных приходских церквей и кровли на трех каменных храмах, торговые лавки клементьевских бо­былей и 502 двора, где погибло 3 человека, среди них и мать ви­новника пожара. [5]
Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

Казанская церковь. 1747—1752 гг.

Фото рубежа XIX—XX вв.

Построена на месте церкви XVII в., сгоревшей во время опустошитель­ного майского пожара 1746 г.

Как и в начале XVII в., восстановление Лавры и окружаю­щих ее слобод произошло очень быстро. Троице-Сергиева Лавра использовала все свое богатство, и прежде всего 106 000 душ за­висимых крестьян. По приказу Собора о сборе «к разным камен­ным строениям работных людей», объявленном в январе 1747 г., в лаврских вотчинах был проведен самый настоящий рекрут­ский набор. В Лавру вызывалось по одному человеку с 400 душ пашенных и 230 оброчных крестьян. С оставшихся, на наем ка­менщиков и плотников, было собрано по 3 коп. с каждого па­шенного и по 6 коп. с каждого оброчного крестьянина. [6] Полу­ченные денежные средства, многочисленные рабочие руки поз- вол ил и не только восстановить уничтоженное ог­нем, но и продолжить строительство грандиозной колокольни, заложенной еще в 1741 г. В целом восстановительные работы в Троице-Сергиевой Лавре проводились в соответствии с «Архитектур­ным альбомом» («Планной книгой»), подготовлен­ным московскими архитекторами незадолго до по­жара и призванным придать строгому средневеко­вому облику первого русского монастыря пыш­ность и красочность во вкусе нового столетия.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

Пятницкая церковь. Конец XVII в.

Литография XIX в.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

 Введенская церковь. 1547 г.

Литография XIX в.

В слободах восстановление проводилось силами самих жителей, но также быстро. В 1747 г. В Пуш­карской слободе уже стояла деревянная церковь [7]; в 1748 г. в Служней слободе насчитывалось 110, а в Клементьеве 266 дворов — не меньше, чем до пожа­ра. [8]

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

Церковь Рождества Хри­стова. 1736 г.

Фото рубежа XIX—XX вв.

Большинство лаврских приказных традиционно проживало в служних слободах Введенского и Рождест­венского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская построена еще в 1547 г. Соседняя Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. Каменная церковь Рождества Христова (1736 г.), как самая боль­шая и ближайшая к Лавре, имела статус главной (соборной) для всех остальных приходских церквей троицких слобод.

В 1748 г., как бы свидетельствуя об окончании послепожарного восстановления Троице-Сергиевой Лавры и ее сло­бод, была завершена отливка «Царь-колокола» весом 6,5 тонн для лаврской колокольни. Три тысячи человек под управлени­ем десяти конных распорядителей три дня тянули колокол в Лавру от места отливки, которое находилось от нее всего в не­скольких сотнях метров. [9] Гигантский колокол был подвешен на мощных дубовых столбах перед еще не достроенной коло­кольней.

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… С 43.

[2] Там же.

[3] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23915 . (1748) Л. 1—1об.

[4] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С. 37-38.

[5] РГИА. СПб. Ф. 796. Оп. 27. Ед. хр. 171 (1746). Л. 1—1об.

[6] РГБ. Ф. 303. №705. Окладная книга (1746). Л. 1.

[7] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви… С 17.

[8] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С 61; Он же. Село Клементьево… С 28.

[9] Балдин В. И. Загорск. Архитектурно-художественные па­мятники. М., 1984. С. 181.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *