В XVIII в. слободы по-прежнему вошли крупным торгово-ремесленным поселением. К слободам первой половины XVII в. прибавились новые. Южнее монастыря, в районе пересечения современных улиц 1-й Рыбной и Вознесенской, появилась «слобода, что словет Терентьева роща». [1] Судя по названию, слобода возникла на месте Терентьевой рощи, откуда в 1608—1609 гг. поляки обстреливали монастырь и с деревьев которой они наблюдали за его защитниками. Одновременно с этой слободой западнее Плотничной башни появилась Бутырская слобода. Новые слободы получали свои названия по месту расположения, а не по профессии большинства жителей, в то же время старые слободы переименовывались по названиям своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Служняя слобода названа Рождественской, а Пушкарская и Стрелецкая объединены в общей Ильинской слободе. [2] Приведенные примеры свидетельствуют о том, что и в XVII, и в XVIII вв. слободы представляли собой не что иное, как улицы с выходящими на них дворами. Увеличение числа слобод-улиц усложняло управление ими. Поэтому к 40-м годам XVIII в. все слободы были сведены в 6 приходов, по старинке называвшихся слободами: приход Рождественской слободы, Вознесенской слободы, Введенской, Успенской и Воскресенской слобод. Приходы управлялись соцкими и пятидесяцкими, выполнявшими требования Собора Троице-Сергиевой Лавры (это почетное наименование было присвоено монастырю в 1744 г.).
Ильинская слобода. Вид из-за Келарского пруда. Открытка рубежа XIX—XX вв.
В XVIII в. троицкие слободы в совокупности по-прежнему представляли собой крупное торгово-ремесленное поселение. Умножилось число слобод. Старые слободы стали все чаще называться не по профессии большинства своих жителей, а по имени своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Пушкарская и Стрелецкая слободы обьединены под общим названием Ильинская слобода.

Казанская церковь. 1747—1752 гг.
Фото рубежа XIX—XX вв.
Построена на месте церкви XVII в., сгоревшей во время опустошительного майского пожара 1746 г.
Как и в начале XVII в., восстановление Лавры и окружающих ее слобод произошло очень быстро. Троице-Сергиева Лавра использовала все свое богатство, и прежде всего 106 000 душ зависимых крестьян. По приказу Собора о сборе «к разным каменным строениям работных людей», объявленном в январе 1747 г., в лаврских вотчинах был проведен самый настоящий рекрутский набор. В Лавру вызывалось по одному человеку с 400 душ пашенных и 230 оброчных крестьян. С оставшихся, на наем каменщиков и плотников, было собрано по 3 коп. с каждого пашенного и по 6 коп. с каждого оброчного крестьянина. [6] Полученные денежные средства, многочисленные рабочие руки поз- вол ил и не только восстановить уничтоженное огнем, но и продолжить строительство грандиозной колокольни, заложенной еще в 1741 г. В целом восстановительные работы в Троице-Сергиевой Лавре проводились в соответствии с «Архитектурным альбомом» («Планной книгой»), подготовленным московскими архитекторами незадолго до пожара и призванным придать строгому средневековому облику первого русского монастыря пышность и красочность во вкусе нового столетия.
Пятницкая церковь. Конец XVII в.
Литография XIX в.
Введенская церковь. 1547 г.
Литография XIX в.
В слободах восстановление проводилось силами самих жителей, но также быстро. В 1747 г. В Пушкарской слободе уже стояла деревянная церковь [7]; в 1748 г. в Служней слободе насчитывалось 110, а в Клементьеве 266 дворов — не меньше, чем до пожара. [8]
Церковь Рождества Христова. 1736 г.
Фото рубежа XIX—XX вв.
Большинство лаврских приказных традиционно проживало в служних слободах Введенского и Рождественского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская построена еще в 1547 г. Соседняя Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. Каменная церковь Рождества Христова (1736 г.), как самая большая и ближайшая к Лавре, имела статус главной (соборной) для всех остальных приходских церквей троицких слобод.
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997
[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… С 43.
[2] Там же.
[3] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23915 . (1748) Л. 1—1об.
[4] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С. 37-38.
[5] РГИА. СПб. Ф. 796. Оп. 27. Ед. хр. 171 (1746). Л. 1—1об.
[6] РГБ. Ф. 303. №705. Окладная книга (1746). Л. 1.
[7] Арсений, иеромонах. Казанская и Ильинская церкви… С 17.
[8] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С 61; Он же. Село Клементьево… С 28.
[9] Балдин В. И. Загорск. Архитектурно-художественные памятники. М., 1984. С. 181.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Годовой круг евангельских чтений. Суббота 30-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.72. (XIII, 18-29). О страстях, заграждающих путь к Царствию Небесному
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност посетил Алексеевский женский монастырь
Мысли на каждый день года. 25 декабря
Пролог в поучениях. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные
Паломничество «Радонежье»