Этапным годом в истории троицких слобод стал 1764 г. — год выхода подписанного Екатериной II указа о секуляризации монастырского землевладения, согласно которому Троице-Сергиева Лавра потеряла все свои вотчинные владения с их многочисленным населением, включая и жителей Троицких слобод. Выходу названного указа предшествовало описание монастырских вотчин. Троицкие слободы были описаны летом 1763 г. капитаном 2-го Гренадерского пехотного полка Михаилом Колотинским. Описи Колотинского представляют восстановленные после пожара 1746 г. слободы в последний год их принадлежности Троице-Сергиевой Лавре. [1] Согласно описям Лавру в 1763 г. окружали село Клементьево и 6 слобод-приходов, совершеннолетнее мужское население которых составляло 3300 человек и разделялось на 5 основных групп: бобылей, приказных служителей, мастеровых, людей «неумеющих мастерства» и «захребетников».
Самыми богатыми жителями Троицких слобод были 558 клементьевских бобылей. Не имея сенных покосов и хлебных угодий, предприимчивые бобыли успешно использовали соседство с Лаврой и большую московскую дорогу, пересекавшую их село. По свидетельству капитана Колотинского, клементьевские бобыли содержали гостиные покои и постоялые дворы, лавки съестных припасов и напитков, солодовни. Они торговали сеном, скупали в окрестностях и перепродавали московским купцам холсты, хлеб, скот. От своих промыслов бобыли имели немалую прибыль и, как специально отметил в описи Клементьева капитан Колотинский, «были ни в чем не хуже купечества» по исправности и зажиточности своих дворов. В обязанность бобылей входила уплата денежного налога в лаврскую казну (по рублю в год с души мужского пола), сопровождение обозов с государственной денежной казной между селами Воздвиженским и Озерецким, ремонт Московской большой дороги.
Вид Лавры с западной стороны. Середина XVIII в.
Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.
На переднем плане дворы Ильинского прихода и отделенный от них речкой Кончурой пивной двор перед западной крепостной стеной Лавры.
Приказные служители в количестве 86 человек также составляли зажиточную часть слободского населения: они имели лучшие дома и даже «купленных на имена посторонних владельцев людей». Так, приказной Иван Черкесов имел в услужении 7 человек. Большинство приказных традиционно проживало в служних слободах Рождественского и Введенского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская церковь построена еще в 1547 г. Соседняя с ней Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. [2] Каменная церковь Рождества Христова построена в 1736 г. [3] Эта церковь считалась главной (соборной) среди всех остальных слободских церквей.
Следующей по достатку и «справности» группой населения троицких слобод были мастеровые люди, которых в 1763 г. насчитывалось 450 человек тридцати семи специальностей. Большая часть мастеровых работала в лаврских мастерских и на хозяйственных дворах, получая денежное и хлебное жалованье. Меньшинство, как выяснил Колотинский, «находятся по большей части для своих работ и, по знатному к Лавре съезду разных людей, употребляют в продажи, от чего имеют немалой промысел». К самой мастеровой слободе Воскресенского прихода, окруженной лаврскими хозяйственными дворами, было приписано свыше половины всех лаврских ремесленников. Менее всего мастеровых проживало в слободах Рождественского и Введенского приходов.
К мастеровым людям по своему имущественному положению были близки 95 лаврских солдат (бывших стрельцов и пушкарей ), большинство их традиционно проживало в Ильинском приходе и в примыкающих к нему слободах Воскресенского прихода.
Наибольшую группу жителей троицких слобод составляли люди «не умеющия мастерства», которых, без учета клементьевских бобылей, насчитывалось 2 тысячи человек, или 71% населения. Часть этих людей имела свои дома и, по сведениям капитана Колотинского, «упражнялась при Лавре в торговле и в продаже рыбных припасов и протчего». Не имевшие домов находились «у разных людей в работе». Занимавшиеся торговлей жители троицих слобод уступали приказным и мастеровым людям по своему достатку.
Последнюю по достатку группу жителей слобод в 1763 г. составляли 190 «захребетников». По наблюдению Колотинского, лишь некоторые из них имели свои дома «гораздо хужее» домов соседей, и только у 25 «захребетников» была постоянная работа от Лавры. Остальные «для прокормления себя» занимались промыслами. «Захребетников» не расписывали по приходам, они составляли отдельную группу жителей, управлявшуюся выборным старостой.
Межевой («геометрический специальный») план троицких слобод. 1777 г.
Под литерой А — территория, отмежеванная в пользу Лавры внутри кольца троицких слобод. Под остальными литерами — земли приходских церквей троицких слобод.
План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружавшие Лавру в XVI Нв. Их взаиморасположение и трассировка далеки от привычной нам геометрической правильности. Как и в настоящее время, улицы- слободы располагались на почтительном расстоянии от Лавры, отделяясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами.
Межевой план владений Лавры в троицких слободах. 1777г.
В непосредственной близости от Лавры находились многочисленные хозяйственные дворы, пруды и сады. Большинство хозяйственных дворов располагалось севернее Лавры. К южной стороне ее ограды примыкал Пафнутьевский сад.
В целом подготовленные гренадерским капитаном летом 1763 г. Описи троицких слобод показали, что их жители, в подавляющем большинстве, не имели непосредственных экономических связей с Лаврой и жили на свой страх и риск, принимая на постой богомольцев, торгуя мелочным товаром и съестными припасами, благо, что поток богомольцев к лаврским святыням не иссякал. Таково было внутреннее устройство троицких слобод накануне вывода их из-под власти Троице-Сергиевой Лавры.
Общий вид Лавры из-за Келарского пруда.
Открытка начала 90-х годов XIX в.
Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяйственными дворами и самой Лаврой господствовала 88-метровая вертикаль лаврской колокольни.
Планировку и расположение слобод вокруг Лавры позволяет представить геометрический план, снятый в 1777 г. для размежевания слободских и лаврских земель [4]. План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружившие Лавру и ее владения. Среди слобод, которых не было в XVII в., — Рыбная улица-слобода, входившая в состав Вознесенского прихода. Взаиморасположение и трассировка самих улиц-слобод в XVIII в. далеки от привычной нам геометрической правильности: часть улиц тянулась вдоль оврагов, пересекающих слободы, часть ориентировалась на приходские церкви, Лавру и Московскую дорогу. Улицы, все разной ширины, соединялись переулками, образуя кварталы и площади самых различных форм. Так, например, перед Клементьевской церковью, с южной стороны, на плане 1777 г. показана обширная треугольная площадь.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры.
Фото рубежа XIX—XX вв. Строительство лаврской колокольни, начавшееся в 1740 г., в 1770 г. было завершено. Огромная стройная вертикаль колокольни, увенчанная золотой короной, впоследствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой.
Улицы-слободы, как и сейчас, располагались на почтительном расстоянии от Лавры, отделяясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами. Всего под стенами Лавры в 1763 г. размещалось 13 таких дворов, не считая гостиного двора и богаделен [5]. Самым большим двором был «воловый» двор, предназначавшийся для рабочих (воловых) лошадей. Располагался он севернее Лавры, на месте современного продовольственного рынка, длина его составляла около 280 метров при ширине 90. Самый большой сад при Лавре — Пафнутьевский — раскинулся перед южной крепостной стеной. Большинство домов в троицких слободах XVIII в. были деревянными и располагались в глубине дворов. Надворные строения, как правило, крылись соломой даже и в XIX в., отчего в случае пожара огонь очень быстро перекидывался на многие дома.
Успенская церковь. 1757—1769 гг.
Фото рубежа XIX—XX вв.
Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяйственными дворами и самой Лаврой господствовала 88-метровая вертикаль лаврской колокольни. К 1763 г. она уже была возведена полностью и украшалась лепниной, белокаменными колоннами, коваными решетками.
Ильинская церковь. 1773 г. Фото рубежа XIX—XX вв.
Затепленная свеча лаврской колокольни не оставила равнодушными жителей троицких слобод. Вскоре в трех слободах на месте старых деревянных церквей яркими красками штукатурки, белым огнем обитых жестью главок засияли новые каменные приходские церкви.
В 1764 г. описанные капитаном Колотинским слободы перешли из ведения Троице-Сергиевой Лавры под управление государственной коллегии экономии. Жителей слобод причислили к разряду «экономических» крестьян и, упразднив должность губного старосты, подчинили назначенному из коллегии «экономическому казначею», расположившемуся в Клементьеве. Перемена в управлении коснулась главным образом бывших лаврских приказных, солдат и мастеровых, состоявших на лаврском жалованье, — всего 664 человек, или 20% населения слобод. Все эти люди, за исключением 100 человек, оставленных в ведении Лавры в качестве штатных служителей, потеряли постоянный заработок и отныне наравне с большинством должны были заняться обслуживанием богомольцев и прочими промыслами. [6]
Новый, так сказать, «экономический» этап в истории троицких слобод продолжался 18 лет, с 1764 по 1782 г., и ознаменовался окончанием строительства лаврской колокольни и возведением каменных церквей в трех приходах.
Строительство лаврской колокольни, начавшееся в 1740 г., в 1770-м было завершено. Огромная стройная вертикаль колокольни, увенчанная золотой короной, впоследствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой. Затепленная свеча лаврской колокольни не оставила равнодушными жителей троицких слобод. Вскоре в трех из них на месте старых деревянных церквей среди деревянных домиков яркими красками штукатурки, белым огнем обитых жестью главок засияли новые каменные приходские церкви. В 1769 г. была освящена каменная Успенская церковь в селе Клементьеве. В 1773 г. бывшие лаврские солдаты построили в своем приходе каменную Ильинскую церковь. В 1779 г. жители Волкушской и Рыбной слобод освятили каменную Вознесенскую церковь. Как и колокольня Лавры, новые каменные приходские церкви были построены в красочном, ярком стиле барокко. Вместе со старыми каменными приходскими церквами подола и Служней слободы (Введенская, Пятницкая, Рождественская) они оживили деревянную застройку троицких слобод, придали им вид настоящего города. [7]
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] РГАДА. Ф. 280. On. 3. Ед. хр. 622. Ч. 4. (1763-64). Л. 249-319о6.
[2] См: Отчет о реставрационных работах по памятнику архитектуры XVII в. — церкви Параскевы Пятницы на подоле в г. Загорске / Трест Мособлстройреставрация. М, 1978. С. 16-19.
[3] См.: Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С 15-16.
[4] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 2. Цд. хр. 31, 32 (1777).
[5] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23929 (1763).
[6] Штатные служители так же, как и остальные жители слобод, считались экономическими крестьянами, но только приписанными к Лавре.
[7] К 1782 г. в троицких слободах насчитывалось 9 церквей, в том числе 6 каменных и 3 деревянных (Казанская в Ильинском приходе и две в Воскресенском приходе). Всего насчитывалось 6 приходов.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Храм Рождества Христова на Александровской улице
В настоящее время в Сергиевом Посаде остался только один храм, который так и не был возвращен верующим после революции 1917 года. Это Христорождественская Церковь, расположенная на... подробнее...
[2] — Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь - крупный одноглавый четверик в духе переславского барокко с трапезной и шатровой колокольней.
Была сооружена в 1757-1769.
В трапезной Никольский и Предтеченский приделы, в... подробнее...
[3] — Церковь Ильи Пророка
Одноглавая каменная церковь в духе переславского барокко с трапезной и колокольней, построена в 1765-1773, трапезная и колокольня перестроены в 1876-1878.
Приделы в трапезной Димитрия... подробнее...
[4] — Пафнутьевский сад
Пафнутьевский сад расположен перед южной стеной Троице-Сергиевой Лавры. Когда насажен он точно не известно, но в различных редакциях существует предание, что называется сад «Пафнутьевским... подробнее...
[5] — Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная.
Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...
[6] — Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...
[7] — Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего... подробнее...
[8] — Келарский пруд
Большинство жителей города считают Келарский пруд довольно древним созданием природы, но, увы, это ошибочное мнение. Человек изрядно поработал над его созданием, хотя и в довольно далеком от... подробнее...
[9] — Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...
[10] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[11] — Декоративная штукатурка
На этой неделе мы начали серию обзоров Сергиево-Посадских компаний на тему строительства и ремонта. В предыдущем материале речь шла об отделке фасадов зданий сайдингом, а сегодня мы... подробнее...
[12] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[13] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[14] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...
Мысли на каждый день года. 15 февраля
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого
Ответственность как принцип отношения к жизни
«Лампада северных лесов» в Лавре. Вышла в свет книга «Пустынники Русского Севера» иеромонаха Михея (Разинькова), настоятеля Кожеозерского Богоявленского монастыря