Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.

logo

Этапным годом в истории троицких слобод стал 1764 г. — год выхода подписанного Екатериной II указа о секуляризации мо­настырского землевладения, согласно которому Троице-Сергиева Лавра потеряла все свои вотчинные владения с их многочис­ленным населением, включая и жителей Троицких слобод. Вы­ходу названного указа предшествовало описание монастырских вотчин. Троицкие слободы были описаны летом 1763 г. капита­ном 2-го Гренадерского пехотного полка Михаилом Колотинским. Описи Колотинского представляют восстановленные по­сле пожара 1746 г. слободы в последний год их принадлежности Троице-Сергиевой Лавре. [1] Согласно описям Лавру в 1763 г. ок­ружали село Клементьево и 6 слобод-приходов, совершеннолет­нее мужское население которых составляло 3300 человек и раз­делялось на 5 основных групп: бобылей, приказных служите­лей, мастеровых, людей «неумеющих мастерства» и «захребет­ников».

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Самыми богатыми жителями Троицких слобод были 558 клементьевских бобылей. Не имея сенных покосов и хлебных угодий, предприимчивые бобыли успешно использовали сосед­ство с Лаврой и большую московскую дорогу, пересекавшую их село. По свидетельству капитана Колотинского, клементьевские бобыли содержали гостиные покои и постоялые дворы, лавки съестных припасов и напитков, солодовни. Они торговали се­ном, скупали в окрестностях и перепродавали московским куп­цам холсты, хлеб, скот. От своих промыслов бобыли имели не­малую прибыль и, как специально отметил в описи Клементьева капитан Колотинский, «были ни в чем не хуже купечества» по исправности и зажиточности своих дворов. В обязанность бобы­лей входила уплата денежного налога в лаврскую казну (по руб­лю в год с души мужского пола), сопровождение обозов с госу­дарственной денежной казной между селами Воздвиженским и Озерецким, ремонт Московской большой дороги.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Вид Лавры с западной стороны. Середина XVIII в.

Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.

На переднем плане дворы Ильин­ского прихода и отделенный от них речкой Кончурой пивной двор пе­ред западной крепостной стеной Лавры.

Приказные служители в количестве 86 человек также со­ставляли зажиточную часть слободского населения: они имели лучшие дома и даже «купленных на имена посторонних владель­цев людей». Так, приказной Иван Черкесов имел в услужении 7 человек. Большинство приказных традиционно проживало в служних слободах Рождественского и Введенского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская церковь построена еще в 1547 г. Соседняя с ней Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. [2] Каменная церковь Рождества Христова построена в 1736 г. [3] Эта церковь считалась глав­ной (соборной) среди всех остальных слободских церквей.

Следующей по достатку и «справности» группой населения троицких слобод были мастеровые лю­ди, которых в 1763 г. насчитывалось 450 человек тридцати семи специальностей. Большая часть ма­стеровых работала в лаврских мастерских и на хо­зяйственных дворах, получая денежное и хлебное жалованье. Меньшинство, как выяснил Колотинский, «нахо­дятся по большей части для своих работ и, по знатному к Лавре съезду разных людей, употребляют в продажи, от чего имеют немалой промысел». К самой мастеровой слободе Воскресенско­го прихода, окруженной лаврскими хозяйственными дворами, было приписано свыше половины всех лаврских ремесленников. Менее всего мастеровых проживало в слободах Рождественско­го и Введенского приходов.

К мастеровым людям по своему имущественному положе­нию были близки 95 лаврских солдат (бывших стрельцов и пуш­карей ), большинство их традиционно проживало в Ильинском приходе и в примыкающих к нему слободах Воскресенского прихода.

Наибольшую группу жителей троицких слобод составляли люди «не умеющия мастерства», которых, без учета клементьевских бобылей, насчитывалось 2 тысячи человек, или 71% насе­ления. Часть этих людей имела свои дома и, по сведениям капи­тана Колотинского, «упражнялась при Лавре в торговле и в про­даже рыбных припасов и протчего». Не имевшие домов находи­лись «у разных людей в работе». Занимавшиеся торговлей жите­ли троицих слобод уступали приказным и мастеровым людям по своему достатку.

Последнюю по достатку группу жителей слобод в 1763 г. со­ставляли 190 «захребетников». По наблюдению Колотинского, лишь некоторые из них имели свои дома «гораздо хужее» домов соседей, и только у 25 «захребетников» была постоянная работа от Лавры. Остальные «для прокормления себя» занимались про­мыслами. «Захребетников» не расписывали по приходам, они составляли отдельную группу жителей, управлявшуюся выбор­ным старостой.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Межевой («геометричес­кий специальный») план троицких слобод. 1777 г.

Под литерой А — территория, отме­жеванная в пользу Лавры внутри кольца троицких слобод. Под ос­тальными литерами — земли при­ходских церквей троицких слобод.

План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружавшие Лавру в XVI Нв. Их взаиморасположение и трассировка далеки от привычной нам геометрической правильности. Как и в настоящее время, улицы- слободы располагались на почти­тельном расстоянии от Лавры, отде­ляясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.



Межевой план владений Лавры в троицких слободах. 1777г.

В непосредственной близости от Лавры находились многочисленные хозяйственные дворы, пруды и са­ды. Большинство хозяйственных дворов располагалось севернее Лав­ры. К южной стороне ее ограды примыкал Пафнутьевский сад.

В целом подготовленные гренадерским капитаном летом 1763 г. Описи троицких слобод показали, что их жители, в по­давляющем большинстве, не имели непосредственных экономи­ческих связей с Лаврой и жили на свой страх и риск, принимая на постой богомольцев, торгуя ме­лочным товаром и съестными припасами, благо, что поток богомольцев к лаврским святыням не ис­сякал. Таково было внутреннее устройство троиц­ких слобод накануне вывода их из-под власти Троице-Сергиевой Лавры.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Общий вид Лавры из-за Келарского пруда.

Открытка начала 90-х годов XIX в.

Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяйственными дворами и самой Лаврой господст­вовала 88-метровая вертикаль лавр­ской колокольни.

Планировку и расположение слобод вокруг Лавры позволяет представить геометрический план, снятый в 1777 г. для размежевания слободских и лаврских земель [4]. План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружившие Лавру и ее владения. Среди слобод, которых не было в XVII в., — Рыб­ная улица-слобода, входившая в состав Вознесен­ского прихода. Взаиморасположение и трассиров­ка самих улиц-слобод в XVIII в. далеки от привычной нам геометрической правильнос­ти: часть улиц тянулась вдоль овра­гов, пересекающих слободы, часть ориентировалась на приходские церкви, Лавру и Московскую дорогу. Улицы, все разной ширины, соединя­лись переулками, образуя кварталы и площади самых различных форм. Так, например, перед Клементьевской церковью, с южной стороны, на плане 1777 г. показана обширная треугольная площадь.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Колокольня Троице-Сергиевой Лавры.

Фото рубежа XIX—XX вв. Строительство лаврской колоколь­ни, начавшееся в 1740 г., в 1770 г. было завершено. Огромная строй­ная вертикаль колокольни, увен­чанная золотой короной, впослед­ствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой.

Улицы-слободы, как и сейчас, располагались на почтительном рас­стоянии от Лавры, отделяясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами. Всего под стенами Лавры в 1763 г. размещалось 13 таких дворов, не считая гостиного двора и богаде­лен [5]. Самым большим двором был «воловый» двор, предназначавшийся для рабочих (воловых) лошадей. Располагался он севернее Лавры, на месте современного продовольствен­ного рынка, длина его составляла около 280 метров при ширине 90. Са­мый большой сад при Лавре — Пафнутьевский — раскинулся перед юж­ной крепостной стеной. Большинство домов в троицких слободах XVIII в. были деревянными и располагались в глубине дворов. Надворные строения, как правило, крылись соломой даже и в XIX в., отчего в случае пожара огонь очень быстро перекидывался на многие до­ма.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Успенская церковь. 1757—1769 гг.

Фото рубежа XIX—XX вв.

Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяй­ственными дворами и самой Лаврой господствовала 88-метро­вая вертикаль лаврской колокольни. К 1763 г. она уже была возведена полностью и украшалась лепниной, белокаменными колоннами, коваными решетками.

Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763-1782 гг.


Ильинская церковь. 1773 г. Фото рубежа XIX—XX вв.

Затепленная свеча лаврской коло­кольни не оставила равнодушными жителей троицких слобод. Вскоре в трех слободах на месте старых дере­вянных церквей яркими красками штукатурки, белым огнем обитых же­стью главок засияли новые каменные приходские церкви.

В 1764 г. описанные капитаном Колотинским слободы пере­шли из ведения Троице-Сергиевой Лавры под управление госу­дарственной коллегии экономии. Жителей слобод причислили к разряду «экономических» крестьян и, упразднив должность губ­ного старосты, подчинили назначенному из коллегии «экономи­ческому казначею», расположившемуся в Клементьеве. Перемена в управлении коснулась главным образом бывших лаврских приказных, солдат и мастеровых, состоявших на лаврском жа­лованье, — всего 664 человек, или 20% населения слобод. Все эти люди, за исключением 100 человек, оставленных в ведении Лавры в качестве штатных служителей, потеряли постоянный заработок и отныне наравне с большинством должны были за­няться обслуживанием богомольцев и прочими промыслами. [6]

Новый, так сказать, «экономический» этап в истории троиц­ких слобод продолжался 18 лет, с 1764 по 1782 г., и ознамено­вался окончанием строительства лаврской колокольни и возве­дением каменных церквей в трех приходах.

Строительство лаврской колокольни, начавшееся в 1740 г., в 1770-м было завершено. Огромная стройная вертикаль коло­кольни, увенчанная золотой короной, впоследствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой. Затепленная свеча лаврской колокольни не оставила равнодушными жителей тро­ицких слобод. Вскоре в трех из них на месте старых деревянных церквей среди деревянных домиков яркими красками штука­турки, белым огнем обитых жестью главок засияли новые ка­менные приходские церкви. В 1769 г. была освящена каменная Успенская церковь в селе Клементьеве. В 1773 г. бывшие лавр­ские солдаты построили в своем приходе каменную Ильинскую церковь. В 1779 г. жители Волкушской и Рыбной слобод освя­тили каменную Вознесенскую церковь. Как и колокольня Лав­ры, новые каменные приходские церкви были построены в кра­сочном, ярком стиле барокко. Вместе со старыми каменными приходскими церквами подола и Служней слободы (Введен­ская, Пятницкая, Рождественская) они оживили деревянную застройку троицких слобод, придали им вид настоящего горо­да. [7]

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РГАДА. Ф. 280. On. 3. Ед. хр. 622. Ч. 4. (1763-64). Л. 249-319о6.

[2] См: Отчет о реставрационных работах по памятнику архитек­туры XVII в. — церкви Пара­скевы Пятницы на подоле в г. Загорске / Трест Мособлстройреставрация. М, 1978. С. 16-19.

[3] См.: Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С 15-16.

[4] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 2. Цд. хр. 31, 32 (1777).

[5] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23929 (1763).

[6] Штатные служители так же, как и остальные жители сло­бод, считались экономическими крестьянами, но только припи­санными к Лавре.

[7] К 1782 г. в троицких слободах насчитывалось 9 церквей, в том числе 6 каменных и 3 деревян­ных (Казанская в Ильинском приходе и две в Воскресенском приходе). Всего насчитывалось 6 приходов.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Храм Рождества Христова на Александровской улице
В настоящее время в Сергиевом Посаде остался только один храм, который так и не был возвращен верующим после революции 1917 года. Это Христорождественская Церковь, расположенная на... подробнее...

[2]Церковь Ильи Пророка
Одноглавая каменная церковь в духе переславского барокко с трапезной и колокольней, построена в 1765-1773, трапезная и колокольня перестроены в 1876-1878.Приделы в трапезной Димитрия... подробнее...

[3]Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь - крупный одноглавый четверик в духе переславского барокко с трапезной и шатровой колокольней. Была сооружена в 1757-1769. В трапезной Никольский и Предтеченский приделы, в... подробнее...

[4]Пафнутьевский сад
Пафнутьевский сад расположен перед южной стеной Троице-Сергиевой Лавры. Когда насажен он точно не известно, но в различных редакциях существует предание, что называется сад «Пафнутьевским... подробнее...

[5]Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная.Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...

[6]Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...

[7]Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего... подробнее...

[8]Келарский пруд
Большинство жителей города считают Келарский пруд довольно древним созданием природы, но, увы, это ошибочное мнение. Человек изрядно поработал над его созданием, хотя и в довольно далеком от... подробнее...

[9]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[10]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[11]Декоративная штукатурка
На этой неделе мы начали серию обзоров Сергиево-Посадских компаний на тему строительства и ремонта. В предыдущем материале речь шла об отделке фасадов зданий сайдингом, а сегодня мы... подробнее...

[12]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[13]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[14]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.