В XVIII в. слободы по-прежнему вошли крупным торгово-ремесленным поселением. К слободам первой половины XVII в. прибавились новые. Южнее монастыря, в районе пересечения современных улиц 1-й Рыбной и Вознесенской, появилась «слобода, что словет Терентьева роща». [1] Судя по названию, слобода возникла на месте Терентьевой рощи, откуда в 1608—1609 гг. поляки обстреливали монастырь и с деревьев которой они наблюдали за его защитниками. Одновременно с этой слободой западнее Плотничной башни появилась Бутырская слобода. Новые слободы получали свои названия по месту расположения, а не по профессии большинства жителей, в то же время старые слободы переименовывались по названиям своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Служняя слобода названа Рождественской, а Пушкарская и Стрелецкая объединены в общей Ильинской слободе. [2] Приведенные примеры свидетельствуют о том, что и в XVII, и в XVIII вв. слободы представляли собой не что иное, как улицы с выходящими на них дворами. Увеличение числа слобод-улиц усложняло управление ими. Поэтому к 40-м годам XVIII в. все слободы были сведены в 6 приходов, по старинке называвшихся слободами: приход Рождественской слободы, Вознесенской слободы, Введенской, Успенской и Воскресенской слобод. Приходы управлялись соцкими и пятидесяцкими, выполнявшими требования Собора Троице-Сергиевой Лавры (это почетное наименование было присвоено монастырю в 1744 г.).
Ильинская слобода. Вид из-за Келарского пруда. Открытка рубежа XIX—XX вв.
В XVIII в. троицкие слободы в совокупности по-прежнему представляли собой крупное торгово-ремесленное поселение. Умножилось число слобод. Старые слободы стали все чаще называться не по профессии большинства своих жителей, а по имени своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Пушкарская и Стрелецкая слободы обьединены под общим названием Ильинская слобода.
Казанская церковь. 1747—1752 гг.
Фото рубежа XIX—XX вв.
Построена на месте церкви XVII в., сгоревшей во время опустошительного майского пожара 1746 г.
Как и в начале XVII в., восстановление Лавры и окружающих ее слобод произошло очень быстро. Троице-Сергиева Лавра использовала все свое богатство, и прежде всего 106 000 душ зависимых крестьян. По приказу Собора о сборе «к разным каменным строениям работных людей», объявленном в январе 1747 г., в лаврских вотчинах был проведен самый настоящий рекрутский набор. В Лавру вызывалось по одному человеку с 400 душ пашенных и 230 оброчных крестьян. С оставшихся, на наем каменщиков и плотников, было собрано по 3 коп. с каждого пашенного и по 6 коп. с каждого оброчного крестьянина. [6] Полученные денежные средства, многочисленные рабочие руки поз- вол ил и не только восстановить уничтоженное огнем, но и продолжить строительство грандиозной колокольни, заложенной еще в 1741 г. В целом восстановительные работы в Троице-Сергиевой Лавре проводились в соответствии с «Архитектурным альбомом» («Планной книгой»), подготовленным московскими архитекторами незадолго до пожара и призванным придать строгому средневековому облику первого русского монастыря пышность и красочность во вкусе нового столетия.
Пятницкая церковь. Конец XVII в.
Литография XIX в.
Введенская церковь. 1547 г.
Литография XIX в.
В слободах восстановление проводилось силами самих жителей, но также быстро. В 1747 г. В Пушкарской слободе уже стояла деревянная церковь [7]; в 1748 г. в Служней слободе насчитывалось 110, а в Клементьеве 266 дворов — не меньше, чем до пожара. [8]
Церковь Рождества Христова. 1736 г.
Фото рубежа XIX—XX вв.
Большинство лаврских приказных традиционно проживало в служних слободах Введенского и Рождественского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская построена еще в 1547 г. Соседняя Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. Каменная церковь Рождества Христова (1736 г.), как самая большая и ближайшая к Лавре, имела статус главной (соборной) для всех остальных приходских церквей троицких слобод.
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997
[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… С 43.
[2] Там же.
[3] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23915 . (1748) Л. 1—1об.
[4] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С. 37-38.
[5] РГИА. СПб. Ф. 796. Оп. 27. Ед. хр. 171 (1746). Л. 1—1об.
[6] РГБ. Ф. 303. №705. Окладная книга (1746). Л. 1.
[7] Арсений, иеромонах. Казанская и Ильинская церкви… С 17.
[8] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С 61; Он же. Село Клементьево… С 28.
[9] Балдин В. И. Загорск. Архитектурно-художественные памятники. М., 1984. С. 181.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Храм Рождества Христова на Александровской улице
В настоящее время в Сергиевом Посаде остался только один храм, который так и не был возвращен верующим после революции 1917 года. Это Христорождественская Церковь, расположенная на... подробнее...
[2] — Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная.
Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...
[3] — Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...
[4] — Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего... подробнее...
[5] — Келарский пруд
Большинство жителей города считают Келарский пруд довольно древним созданием природы, но, увы, это ошибочное мнение. Человек изрядно поработал над его созданием, хотя и в довольно далеком от... подробнее...
[6] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[7] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[8] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[9] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[10] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...