Рисунок из книги М. Гернета «История царской тюрьмы»
Почему посадской тюрьмой озаботился сам император?
Полицейская часть, учреждённая в Сергиевском посаде указом императора Николая I в 1846 году — об этом мы рассказывали в предыдущем очерке, — показалась властям недостаточной для охраны правопорядка, и потому вскоре получила подкрепление. В декабре 1847 года с подачи министерства внутренних дел император вновь обратил своё «высочайшее» внимание на наш город и повелел сформировать для охраны находящейся здесь тюрьмы особую инвалидную команду.
Относительно инвалидных команд заметим, что они появились в царствование Екатерины II и формировались не из инвалидов в современном понимании, а из отставных солдат и унтер-офицеров, неспособных более к строевой службе в силу возраста, увечий или болезней. Их разделяли на «служащих» и «не служащих». Служащие инвалиды несли в городах караульную службу, например, при заставах. «Иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», — такую опасность при пересечении городских застав отметил некогда А. С. Пушкин в стихотворении «Дорожные жалобы». Ничего не поделаешь: проворство караульный утратил за годы нелёгкой солдатской службы.
Подчеркнём важное обстоятельство: инвалидные команды стояли в губернских и уездных городах, но не в посадах. Таким образом, для нашего Посада вновь, как и в случае с открытием годом ранее полицейской части, государь император сделал исключение.
Инвалидные команды формировались не из инвалидов в современном понимании,
а из отставных солдат и унтер-офицеров, неспособных более к строевой службе в силу возраста,
увечий или болезней.
Теперь несколько слов о предыстории тюрьмы в Сергиевском посаде, ради которой здесь появилась инвалидная команда. Тюрьма, она же Сергиевский острог, предположительно, ведёт начало от съезжего двора, устроенного Троице-Сергиевой лаврой ещё в 1754 году для охраны порядка в подчинённых ей Троицких слободах. Съезжий двор с командой так называемых Троицких солдат и отставным офицером на монастырском жалованье стоял на Московской улице в Вознесенском приходе.
***
После вывода в 1764 году Троицких слобод из подчинения Лавры съезжий двор, надо полагать, перешёл в ведение новых светских властей. С учреждением же восемь лет спустя Сергиевского посада он, вероятно, уже в качестве тюрьмы (острога) стал подчиняться становому полицейскому приставу и посадской ратуше. Почётную обязанность охраны острога государство возлагало на граждан Посада в качестве повинности.
Граждане исполняли повинность неохотно, без воодушевления и небрежно. Есть свидетельство, что охрана не имела оружия, что к ней часто привлекались граждане «не только престарелые и бессильные, но даже увечные». В результате побеги арестантов были делом обыкновенным.
Согласно упомянутому в начале очерка императорскому указу 1847 года, учреждаемая в Сергиевском посаде инвалидная команда должна была состоять из двух десятков рядовых, двух унтер-офицеров и командира из обер-офицеров. Император повелел именовать команду «Сергиевская инвалидная».
***
Но всё-таки чем был так важен Сергиевский острог, что сам император озаботился об учреждении инвалидной команды для его охраны? Наиболее вероятная причина следующая: в остроге содержали не только и не столько посадских жителей, сколько не имевших отношения к Посаду «разных подсудимых», подследственных, бродяг, беглых, дезертиров и подобных личностей. От граждан Посада ожидать надёжной охраны острога не приходилось. По этим-то причинам для усиления его охраны, а заодно и денежного сундука в ратуше, потребовалось учредить Сергиевскую инвалидную команду.
В январе 1848 года её участники прибыли в Посад и взяли под охрану острог и денежный сундук. Шесть лет спустя император даровал ещё одну милость: повелел учредить пост «для содержания караула при денежном сундуке Сергиевской полиции», усилив для этого инвалидную команду на 8 рядовых.
Сергиевская инвалидная команда состояла из двух десятков рядовых,
двух унтер-офицеров и командира из обер-офицеров.
В её обязанности входила охрана острога и денежного сундука в посадской ратуше.
В мае 1856 года Сергиевский острог перевели из старого здания в каменный дом купца Александра Шапошникова на той же Московской улице. По распоряжению губернских властей, Посад арендовал у купца дом с условием передачи его в 1866 году в собственность тюремного ведомства. К счастью для граждан Посада, в 1862 году аренду взяло на себя государство, возвратив все издержки по аренде начиная с 1856 года. Таким образом, в 1862 году Сергиевский острог можно было с полным правом назвать «казённым домом».
В том же году губернские власти занялись обсуждением вопроса об упразднении Сергиевского острога и о постройке на его месте «пересыльной тюрьмы с особым отделением для местных арестантов». Похожее на средневековый замок здание новой тюрьмы украсило Московскую улицу в начале 1870-х годов. Но это уже другая история.
Константин Филимонов
Источник: Газета Вперёд