Сергиевопосадский звон зазвучал в Ярославле

logo

Сергиевопосадский звон зазвучал в Ярославле

На прошлой неделе в Ярославле прошёл очередной фестиваль «Преображение».

[adrotate banner=»20″]

Он появился четверть века назад и стал первым в стране фестивалем колокольных звонов. Спустя годы дополнился многими жанрами, и не только музыкальными — кинопоказами, кулинарными программами, детскими праздниками, выступлениями чтецов и другими.

Но одной из самых ярких и запоминающихся частей всё равно остаётся колокольная. В этом году программа включала два ежедневных часовых концерта, в которых участвовали звонари со всей страны, и так продолжалось все три дня подряд.

Основной площадкой стал ярославский государственный музей-заповедник, расположившийся в стенах упразднённого Спасо-Преображенского монастыря, того самого, где нашли «Слово о полку Игореве».

Звонари из Сергиева Посада на этот раз в «Преображении» не участвовали (раньше звонил о. Антоний из Троице-Сергиевой лавры), но наш город всё же прозвучал — звон в традиции сергиевопосадской Лавры исполнил старший звонарь Ярославской митрополии и сотрудник музея Владимир Дегтярёв (он же ведущий концерта) и известный суздальский мастер Валерий Гаранин.

Сергиевопосадский звон зазвучал в ЯрославлеСвой, непохожий на соседский, звон есть у многих храмов, сёл и городов. Уникальная последовательность перезвонов — такое же достояние и такая же локальная достопримечательность, как и исторические здания или имена известных горожан. Звон, как бы громко это ни прозвучало, это часть культурного кода, которую человек, выросший в определённом месте (неважно, светский он или верующий), сохраняет всю жизнь.

Среди современных российских звонарей есть люди, известные далеко за пределами церковного сообщества. Из Казани приехал Дмитрий Панькин с сыновьями Елисеем и Афанасием — один из самых востребованных джазовых барабанщиков в своём городе.

Джазовую импровизацию преподавал и другой участник — ударник по своему основному образованию Владимир Петровский из Архангельска, которого точно так же в своё время увлекли колокольные звоны. Владимир Марьянович — человек более чем известный. Он был одним из тех, кого 25 лет назад пригласили восстанавливать ярославскую звонницу, собранную из колоколов со всей области. Владимир Петровский продолжает преподавать, но теперь уже премудрости звона, и продолжает устанавливать колокола. Несколько лет назад архангельский мастер летал в Австралию, где устанавливал звонницу в Николаевском соборе города Брисбен.

Колокольные ноты существуют, но у каждого звонаря они свои, рассказал газете «Вперёд» Владимир Дегтярёв. Правильнее было бы называть их записями: кто-то использует традиционную нотную грамоту, другой изобретает свою, понятную и удобную ему, систему условных знаков-палочек.

За последнее десятилетие в России открылось много школ звонарей, осваивают звон и женщины. Это не новость — при всей патриархальности церковного уклада женщины всегда звонили.

Обученных специалистов в России по-прежнему не хватает. Из-за этого в православных храмах иногда встречаются и электронные звонницы. Отношение к ним двоякое. «Грешен и сам, немножко занимаюсь такими системами. Но они ломаются через год, и тогда становится ясно, что электронный звон — это всё же неправильно», — приводит свою логику собеседник.

Из всех христианских конфессий ручной звон в таком виде существует только в православии. Институт звонарей сохранился и у католиков, но в их случае раскачивается не язык колокола, а его наружная часть.

Программу «Преображения» составляли так, чтобы продемонстрировать разные школы звона: новосибирский отличается от ярославского, а суздальский от вологодского. Оценить красоту звона в полной мере можно, конечно, и без глубоких теоретических познаний — эти звуки понятны практическикаждому.

Сергиевопосадский звон зазвучал в Ярославле

Также в «Преображении» в этом году выступили Дмитрий Певцов, Инна Желанная, дуэт музыканта и поэта «Коровин и Фагот», а открыли фестиваль вечерним кинопоказом — немой лентой Дзиги Вертова 1929 года «Человек с киноаппаратом», лучшим документальным фильмом всех времён по версии авторитетного британского журнала Sight & Sound.

Владимир Крючев

Фото yarmp.yar.ru и автора

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *