Сегодня день кончины епископа Серафима (Шарапова, † 22.08.1959).

logo

Владыка Серафим — епископ Русской Православной Церкви, духовный писатель.

Биография:

Серафим (Шарапов) (1878 — 1959), епископ Полтавский и Кременчугский.

В миру Шарапов Алексей Сергеевич, родился 12 февраля 1878 года в селе Крутом Елецкого уезда Орловской области, в семье псаломщика.

Образование получил в Ливенском духовном училище, Орловской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.

16 августа 1904 года по окончании духовной академии был назначен на должность инспектора в Харьковскую духовную семинарию.

С 1906 по 1909 год состоял преподавателем Каменец-Подольской духовной семинарии.

С 1909 по 1912 год — инспектор народных училищ Вологды и Вологодского уезда.

По защите диссертации на тему: «Вторая книга Ездры: Историко-критическое введение в книгу,» в 1912 году был утвержден в ученой степени магистра богословия.

С 1912 по 1918 год — директор Вологодского учительского института.

С 1918 по 1943 год был заведующим учебной частью Елецкого педагогического техникума, преподавателем школ 2-ой ступени, строительной профшколы юго-восточной ж.д., Белгородского педучилища и Чугуево-Бобчинского лесотехникума.

В 1943 году овдовел.

С 1943 по 1946 год служил в сане священника в Полтавской и Харьковской епархиях.

6 апреля 1946 года был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, а 14 апреля того же года хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. Чин хиротонии совершали патриарх Московской и всея Руси Алексий, епископ Измаильский и Болградский Максим и епископ Можайский Макарий.

С 30 октября 1947 года был епископом Ульяновским и Мелекесским.

15 ноября 1952 года был определен епископом Полтавским и Кременчугским.

20 февраля 1958 года ввиду болезни был уволен на покой в Почаевскую Лавру.

Скончался 22 августа 1959 года.  Похоронен на городском кладбище на Северном поселке в г. Загорске (Сергиевом Посаде) среди братии Троице-Сергиевой Лавры. Среди всех погребенных на этом кладбище владыка Серафим — единственный архиерей.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из его трудов «Святыня в доме. О святой воде, просфоре, артосе и антидоре.»


АНТИДОР
Слово «анти» означает по-гречески «вместо», «ди орон» – дар. Таким образом, «антидор» означает «вместо дара». «Антидор, – говорит св. Симеон Солунский, – есть освященный хлеб, который был принесен в предложение, и которого средина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных даров, т. е. Таин, тем, которые не причащались их». Если же святого хлеба, оставшегося после приготовления Агнца, не достаточно, то, согласно Номоканону, в качестве антидора могут быть розданы частицы Богородичной просфоры.
Обычай раздавать антидор возник в Церкви не сразу. В первые века ее существования все, кто присутствовал на Литургии, причащались Святых Христовых Таин. Считалось, что все христиане живут напряженной духовной жизнью и всегда готовы к Причастию. В то же время люди некрещеные или отлученные от общения с Церковью на Литургию не допускались. Однако уже в середине I века апостол Павел пишет к коринфским христианам: Кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27—30). Со временем в Церкви становилось все больше людей, далеко не все из которых могли сравниться с первыми христианами в вере и в жизни. Поэтому к Причастию стали допускать только тех, кто специально готовился к этому величайшему Таинству, а прочим участникам Литургии для их утешения и духовной поддержки начали раздавать антидор.
Самое раннее из дошедших до нас свидетельств о раздаче частиц антидора не причащавшимся содержится в правилах IX Камнетского собора, состоявшегося в VII веке в Галлии. Древнейшее упоминание об употреблении антидора в Восточной Церкви встречается в «Изъяснении на литургию» Германа Константинопольского в списке XI в., а следующее за ним – в 15-м ответе Вальсамона Александрийскому патриарху Марку (XII в.). С тех пор обычай раздавать антидор по окончании Литургии стал повсеместным.
Однако в наше время он распространен не везде. Главная причина состоит в том, что многие приходят на Литургию после завтрака или утреннего чаепития. Между тем, антидор, как и крещенская вода – великая святыня, и принимать его можно лишь натощак. Как правило, антидор раздают в тех приходах, где большинство прихожан по древнему церковному обычаю ничего не вкушают перед Литургией. Если же вы утром что-либо съели и на богослужении вам дают антидор, вы должны от него отказаться или взять домой и принять натощак в другой день. Пожалуйста, следите, чтобы он не заплесневел и чтобы крошки не падали на пол. Кроме того, помните, что антидором не следует «угощать» людей некрещеных или неправославных.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.