Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1

logo
Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1

В начале века Лавра и прилегающие к ней скиты созда­вали не только исторически единый монастырский ансамбль, но и особую пространственную сферу духовного воздействия, усиливаемую подчеркнутой именованиями скитов связью с евангельской символикой Святой земли, «и самая Лавра, — по I словам о. Павла, — высилась как Горний Иерусалим», озаряе­мая лучами предзакатного солнца. Почти непрерывная чреда богослужений в храмах Лавры и ее скитов сопровождалась уставным звоном колоколов, волнообразно передающих с вос­тока на запад весть о начале и совершении богослужения. Уча­стие звона в каждодневном суточном круге чинопоследований выводило его за стены обители и придавало ему поистине кос­мическое значение*. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», — гласят литые надписи на колоколах. Колокольный звон входит в структуру богослужения, и звук колокола воспринимается как вестник, как благая весть о нашем спасении. Уставные виды звонов сливаются с назначением и строем многообразных чинопоследований. Будничные и праздничные, погребальные и ликующе-ра­достные пасхальные используют разработанные приемы звона — в один или несколько колоколов ударяют «во вся тяж­кая» или перебирают от самых высоких до глубоких тонов боль­шого колокола при выносе Плащаницы. В Пасхальную ночь перед началом заутрени возвещают весть о Воскресении Хри­стовом — звон сливается с пением ликов в торжественном ше­ствии с зажженными свечами и светильниками, обретает осо­бую силу призыва: «Благовествуй, земле, радость велию, пой­те, небеса, Божию славу». Музыка церковного звона подобна космической симфонии небесных сфер, денно и нощно славя­щих Бога, в ней звучит хвалебная песнь неба и земли. «В псал­мах и паремии, читаемых при освящении колокола, — изъяс­няет о. Павел в «Философии культа», — а также в стихирах, воспеваемых тут, напоминается, что все стихии, вся тварь вос­хваляет Творца; напоминается также о священном звуке тим­панов, гуслей и труб и о том, что Глас Божий правит всею ми­ровою жизнью. В молитвах этого благословения — типом, под который подводится испрашиваемое благословение колоколь­ного звона, таким типом полагаются чудодейственные вострубления трубные, разрушившие Иерихон».[1]

Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1



«Церковный звон, — как бы продолжая мысль о. Павла Флоренского, отмечал автор статьи о колокольном звоне М. В. Шик, — распространяет благодатные энергии звуковых волн, они ритмически расходятся в пространстве, очищая, иони­зируя его по всей окружности. В народном сознании звон ко­локола имеет силу прогонять злых духов. А в Сергиевом По­саде с звуком большого колокола было связано поверье: «Куда достигает благовест Царя-колокола, там не водится змей»». [2]

Воздействие колокольного звона пробуждало в душе о. Павла, поселившегося в Сергиевом Посаде, «исконные рит­мы души», разбуженные в детстве музыкой моря. Об удивительном сходстве ритмических явлений, не только наблюдае­мых, но и переживаемых им в раннем детстве и в зрелом воз­расте, писал он в своих воспоминаниях [3]. Душевная организа­ция Флоренского, необычайно чуткая к впечатлениям звуко­вым, музыкальным, остро откликалась на музыкальную рит­мику и тембровую красочность звука, в особенности прису­щую колокольному звону. В нем сочетается огромная ритми­ческая энергия с многообразием звукового спектра. Музыка звона воспринималась Флоренским в звуковой первозданности, лишенной какого-либо привкуса психологизма, столь нена­вистного ему в европейской музыкальной культуре XIX века. Природная музыкальная одаренность Флоренского проявля­лась в юные годы во внутреннем слышании, синтезирующем звуки природы и окружающего мира, в экстатическом востор­женном состоянии, вызванном звуковыми представлениями, выходящими за пределы привычного домашнего музицирова­ния. И такими адекватными миру звуковых представлений о. Павла ощущались позднее музыка Баха и колокольные зво­ны, наполнявшие звуковое пространство Сергиева Посада и его окрестностей.



ПРИМЕЧАНИЕ

* В подготовительных материалах сохранилась запись, полученная, ве­роятно, от С. М. Боскина, озаглавленная: «Часы богослужений в Лавре и оби­телях близ Лавры», которую интересно здесь привести. (Примеч. сост.)

«Вечерня

в пещерном храме в 2 часа дня в Параклите в 4 ч. дня в Гефсиманском скиту в 5 ч. дня в Зосимовой /пустыни/ в 5 ч. дня в Киновии в 2 ч. дня в Лавре в 4 ч. дня.

Полунощница и Утреня

в Киновии в 10 ч. 30 м. вечера в пещерном храме в 8 ч. вечера в Параклите в 12 ч. ночи в Гефсиманском скиту в 2 ч. ночи в Зосимовой пустыни в 3 ч. ночи в Лавре — в 3 ч. ночи Литургии в Лавре

у Сошествия Св. Духа в 5 ч. утра у Никона в 6 ч. утра у Смоленской в 7 ч. у Зосимы и Савватия в 8 . у Варвары Великомученицы в 7 ч. Поздняя литургия в Троицком соборе в 9 ч. В воскресные и праздничные дни —

летом в Успенском соборе в 9 ч. Зимой в трапезном храме — в 9 час. Литургии

в Гефсиманском скиту — в 5 ч. и в 8 ч. в Пещерном храме в 6 ч. и в 9 ч. в Киновии в 7 ч. в Параклите в 8 ч. в Зосимовой пустыне в 8 ч.

С 1920-го года в обителях, объявленных сельскохозяйственными арте­лями, изменилось время богослужений.

В Гефсиманском скиту — Вечерня в 5 ч. вечера Литургия — 8 ч.

В Параклите — Вечерня — 5 ч. вечера Утреня — 2 ч. ночи, Литургия — 8 ч.

В Зосимовой пустыни без изменений

В Спасо-Вифанском монастыре до 1920 года Вечерня и Утреня были с 6 час. вечера, Литургия — 8 ч. утра. И так до закрытия — январь 1921 г.».

[1] Флоренский П. А. <Из богословского наследия>. Философия куль­та / / Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 156.

[2] Шик М. В. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева Лавра. <Сборник>. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сер- гиевой Лавры. Сергиев Посад, 1919. С. 149.

[3] Флоренский П. А., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней.

М„ 1992. С. 51-52.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Все самые интересные и красивые места Сергиева Посада в нашем Инстаграм.

 


Контекстная справка

[1]Трапезный храм (1686 – 1692)
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.... подробнее...

[2]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[3]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[4]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[7]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...

[8]Подскажите есть ли расписание отчитки Отца Германа?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как попасть на отчитку Отца Германа и есть ли расписание? Где можно уточнить информацию по этому вопросу? подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.