Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

logo
Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Жизненная судьба о. Павла сложилась так, что его ис­следовательская работа и высказанные им основополагающие идеи о сохранении памятников церковного искусства, о сущ­ности древнерусской иконописи реализовались в ряде теоре­тических работ в годы, трагические для Церкви в России и Троице-Сергиевой Лавры, в частности. В 1918 году принято Постановление о национализации Лавры. В конце марта 1919 года закрыта Московская духовная академия. 11 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей преп. Сергия. 11 ноября 1919 года монастырь был закрыт, монахи выселены из Лавры. 20 апреля 1920 года подписан декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лав­ры».

31 мая 1920 года опечатан Троицкий собор Лавры. За­молкли лаврские колокола. Закрытие храмов, скитов, изъятие церковной утвари, уничтожение икон, священных книг приве­ло к разгрому многовекового уклада церковной жизни*.

Глобальному разрушению памятников культуры проти­востояло создание в 1918 году Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В нее вошли истинные подвижники культуры, осознававшие исто­рическое значение предстоявшей работы, — Ю. А. Олсуфьев, С. П. Мансуров, М. В. Шик, А. Н. Свирин, П. Н. Каптерев и среди них — П. А. Флоренский. Усилиями этих ученых были определены меры по спасению художественных ценно­стей, составлен Проект музея, проделана гигантская работа по инвентаризации, описанию икон, утвари, предметов цер­ковного искусства. Обобщением научной работы Комиссии стал сборник «Троице-Сергиева Лавра» (подготовленный, но так и не вышедший из печати). Идейные устремления едино­мышленников отражены в статье Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Лавра рассматривается как еди­ный целостный организм, воплотивший в себе религиозную идею как сущность России. Авторы сборника, в том числе и М. В. Шик (автор статьи «Колокольня и колокола»), осно­вываясь на мыслях, высказанных Флоренским, реализовали в разных аспектах изложенное им понимание Лавры как жи­вого Музея. Можно без преувеличения сказать, что труды Комиссии предопределили на многие годы сохранение памят­ников церковного искусства, утверждая их непреходящее ху­дожественное, а по своей сущности — религиозное значение. В своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств» о. Павел указал на единство всех сторон церковного богослу­жения, тем самым убеждая в необходимости сохранить Лав­ру в неприкосновенности как живой организм. К художествен­ным средствам, образующим целостное единство, относятся такие виды церковного искусства, как архитектура, иконо­пись и фрески, шитьё церковной одежды (облачения и по­кровы), искусство огня, света и возжигания ладана, пластика обрядовых движений и хореография выходов священнослу­жителей, каждение храма и церковных процессий, сопровож­даемых звоном, искусство распевного чтения и древнерусских распевов, искусство колокольного звона во всем его много­образии. Но ни одно из этих искусств не существует изоли­рованно, все они взаимосвязаны, все подчинены литургичес­кому назначению. Структура богослужения и пронизываю­щая его идея определяют и ритм, и темп, и взаимосвязь ис­кусств, составляющих особенность каждой службы, входя­щей в цикл суточных, недельных и праздничных чинопоследований церковного года. Храмовое богослужение — всегда жи­вой, молитвенный подвиг. И если он лишен духа молитвы — он превращается в недопустимое в храме лицедейство.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Олсуфьев Юрий Александрович
Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938) Окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в своей усадьбе Буйцы Тульской губернии... подробнее...

[5]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...