Святые преподобномученицы Матрона и Анна

logo
 Святые преподобномученицы Матрона и Анна

Жизнь и смерть православных сестёр из села Константиново

130 лет назад в селе Константиново, тогда оно относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии, родилась будущая преподобномученица Анна Макандина. Здесь же со своей старшей сестрой преподобномученицей Матроной они окончили сельскую школу.

После этого обе сестры одна за другой поступили послушницами в московский Алексеевский монастырь на Верхней Красносельской улице. Известно, что они несли здесь послушание на кухне, пока советская власть не закрыла обитель в 1924 году. После этого Матрона и Анна стали жить вместе с монахинями на квартире недалеко от монастыря, зарабатывая на жизнь рукоделием. Они старались сохранить, насколько это было возможно, монашеский уклад жизни. В 1930 году власти решили разобраться с монастырскими общинами, монашествующих брали под стражу и массово выселяли из крупных городов. Сестёр Макандиных арестовали 28 декабря 1930 года.

Через несколько дней их вызвали на допрос. На вопросы следователя, состоит ли она в политических партиях, с кем живёт и чем занимается, Анна отвечала, что в политических партиях не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живёт её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — добавила она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

В свою очередь Матрона на вопрос следователя о её политических убеждениях ответила, что к советской власти относится враждебно, поскольку та выгнала их из монастыря, и поэтому считает, что старая власть для православных была лучше. Старшая сестра также добавила: «До 1924 года я к советской власти относилась безразлично, но с момента нашего изгнания и по сие время я являюсь противницей советской власти, так как она закрывает монастыри и не дает служить Богу. Своё недовольство я ничем не выражаю активно, лишь не желаю служить на государственной службе, а также сама остаюсь ещё большей поклонницей Церкви».

После допросов следователь объявил сёстрам, что они привлекаются к ответственности в качестве обвиняемых в антисоветской агитации, и уже 11 января было составлено окончательное заключение.

В нём можно прочитать следующее: «Привлечённые по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий, живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских «братств» и «сестричеств», оказании помощи ссыльным единомышленникам… антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило послушниц Матрону и Анну к трём годам ссылки в Архангельскую область.

Освободившись из ссылки в 1934 году, сёстры снова стали жить в родном селе Константиново. Здесь они прожили три года.

 Святые преподобномученицы Матрона и Анна

22 февраля 1938 года Матрона и Анна были арестованы. Обвинение против Матроны строилось на словах двух «штатных свидетелей». Они показали, будто бы та занималась антисоветской агитацией. А именно «упрекала бывших ранее верующих людей, что они отреклись от Бога, и за это Господь даёт им такую тяжёлую жизнь. Лучше бы они ходили в церковь и молились Богу, а Господь дал бы им счастье и прокормил». Один из них утверждал также, что «будто бы она говорила, что в Библии написано, что скоро советской власти не будет, и в разговорах с колхозниками «опошляла вождей партии и правительства».

Анне Макандиной «свидетели из числа земляков» приписали, будто «Господь так наказывает людей за то, что коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, всё идёт в пользу коммунистов. И всё это из-за того, что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православным лучше бросить работать и идти в церковь молиться Богу».

Обе сестры не признали себя виновными. 25 февраля 1938 года следствие уже было закончено, и послушниц перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Матрону и Анну к высшей мере наказания. Сёстры Макандины были расстреляны 14 марта 1938 года на полигоне Бутово и погребены в общей безвестной могиле.

В августе 2000 года они канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

 Святые преподобномученицы Матрона и Анна

Сначала сестёр держали в городской тюрьме Загорска. В стенограмме допроса старшей сестры можно прочитать:

— Обвиняемая Макандина, признаёте ли вы себя виновной в антисоветской агитации?

— Никакой антисоветской агитации я не вела.

— Обвиняемая Макандина, признаёте ли вы себя виновной в антисоветской агитации в ноябре 1937 года?

— Библию я читала, но среди колхозников никаких слухов не распространяла. Я только разговаривала с двумя колхозниками… что война всё же будет, но когда — в Библии не написано.

— Обвиняемая Макандина, почему вы враждебно настроены к советской власти, опошляете вождей партии и правительства?

— Я против советской власти враждебно не настроена. Я довольна советской властью и вождей партии никогда не опошляла.

— Обвиняемая Макандина, признаёте ли вы себя виновной в антисоветской агитации, проводимой вами в декабре 1937 года?

— В декабре, не помню какого числа, я проходила мимо райлесхоза, где стояли в то время… Они вели разговор о закрытии церкви. Я сказала… только два слова — все церкви закрыли, даже ребят крестить негде. Больше я ничего не говорила.

 

Священник Дионисий Семенцов 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *