Святые апостолы

logo
Святые апостолы

Апостолами, т. е. посланниками, – называются ученики Господа нашего Иисуса Христа, коих Он избрал, облек силою свыше (Лк. 24, 49) и послал в мир проповедать Евангелие и свою проповедь подтверждать своим свыше призванием, своей жизнью, чудесами, страданиями и смертью. Апостолам надлежало быть свидетелями страданий, смерти и воскресения Христа и проповедниками покаяния и отпущения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24, 46-49; Деян. 1, 8). Апостолы же с великою силою свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них (Деян. 4,33). Несмотря на неисчислимые препятствия и в учении апостолов, превышавшем понятия иудеев и язычников, и сильно вооружавшемся против их суеверий и нечестия, предрассудков и страстей; и в самих проповедниках, людях простых, бедных, неученых, и малочисленных; и в образе проповедания, – простом, безыскусственном, ничего не обещавшем на земле кроме страданий и смерти; и со стороны бесчисленных врагов учения, – богатых, мудрых и сильных, Апостолы в короткое время насадили, распространили и утвердили учение спасения по лицу земли; и притом, как говорить св. Златоуст: «Страдая, а не действуя, будучи поражаемы, а не поражая». В этом быстром и беспримерно кротком распространении христианской веры, сопровождаемом святейшею жизнью, пророчествами, чудесами и небоязненно запечатлеваемом страданиями и смертно проповедников, видна особенная помощь и благодать Божия. Возможно ли, чтобы учение простых, не книжных и малочисленных учеников Христовых, само по себе, в короткое время оказало над людьми столь могущественное действие, которое совершенно выше сил человеческих! «Подумайте, – говорит св. Златоуст, – какое великое дело, – в короткое время всю подсолнечную наполнить таким множеством церквей, обратить столько народов, убедить столько людей, искоренить отеческие нравы, изменить укоренившийся навык, сокрушить преобладание сластолюбия, подобно праху рассеять самые следы греха, подобно дыму обратить в ничто алтари, храмы, кумиры, обряды, мерзкие празднества, нечистые жертвоприношения, и повсюду воздвигнуть жертвенники, и у Римлян, и у Скифов, и у Мавров, и у Индов! Слово Христово насаждено во всех душах; находится в устах у каждого. Вся земля заросшая, так сказать, терниями, очищена; стала доброю нивою, и прияла в себя семена, благочестия. И посредством кого совершено это? Посредством двенадцати человек, некнижных, несведующих, некрасноречивых, не знатных, бедных, не имеющих отечества, рыбарей, скинотворцев, иноязычных, против которых в каждом народе, городе, даже во всяком доме воздвигалась ожесточенная: брань. Как же совершилось это? Конечно, силою Того, Кто послал учеников Своих на проповедь; Сам Он предуготовлял им путь; Сам все трудное делал удобоисполнимым. Он, единым Словом создавший мир, насадил Церковь. Сказал: «Созижду Церковь Мою», и совершил сие самым делом». И так, Апостолы, коих вещание во всю землю изыде, и до пределов вселенной слова их (Рим,. 10, 18), действительно, посланники Божии и христианство, через три века сделавшееся господствующим вероисповеданием в лучшей части мира, есть великое дивное дело особенного Промысла Божия (Деян. 5, 36-39). После Апостолов Божественное здание Церкви Христовой постоянно продолжалось и продолжается их преемниками.

Почитание святых и боговдохновенных насадителей веры Христовой началось между верующими с первых времен христианства, еще при жизни проповедников Евангелия. Свыше облеченные властно учить и творить чудеса (Лук. 24, 49), они возбуждали невольное « себе уважение даже в неверующих (Деян. 5, 26), которые прославляли их (Деян. 5, 13), называли их ботами и гото­вы были приносить им жертву (Деян. 14, 10-18). Верующие продавали поместья и домы и приносили цену проданного к ногам апостолов (Деян. 4, 34-35). Выносили больных на улицы и клали на постелях и кроватях, чтобы хоть тень, проходящего апостола, осенила кого из них (Деян. 5, 15). Платки и полотенца, бывшие на теле ап. Павла, возлагали на больных и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19, 12).С усердием молилась Церковь об избавлении апостолов от бедствий (Деян. 12, 5). Из ревности, хотя и не по разуму, к славе апостолов между верующими бывали разделения: одни называли себя Павловыми, другие Аполлосовыми, иные Кифиными (1 Кор. 1, 12).

По смерти апостолов, сообразно наставлению их: «Поминайте наставников ваших, которые лроповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7), христиане с благоговением погребали их и делали по ним великий плачь (Деян. 8,2). В Постановлениях апостольских для всех христиан предписано святить память апостолов, как проповедников Божественной Веры и раздаятелей верующим даров Св. Духа. И, действительно, христиане, со времен апостолов, благоговея пред ними, собирали и хранили их мощи; созидали в честь их храмы; святили дни их преставления; лики Апостолов изображали на иконах, пастыри и учители прославляли их в своих поучениях при Богослужении. Св. Златоуст говорил в IV веке: «Жизнь и имена апостолов всюду прославляются». Блаженный Феодорит, еп. Кипрский, писал в V веке: «Покорил нам народы и племена под ноги наши» (Пс. 46, 4). Истинность этого пророчества можно вплоть собственными очами. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов, припадают к апостольским ракам, и с великою любовно чествуют малую часть праха. Все места, освященные присутствием их, предание доселе сохраняет и указывает для богомольцев и путешественников».

Первые после Иисуса Христа св. насадители и распространители веры христианской, прославляемые и празднуемые Православной Церковью, называются одни апостолами, другие апостолами и вместе Евангелистами, третьи равноапостолами. Прославляя всех свв. проповедников и насадителей веры Христовой, Церковь двоих из них – Петра и Павла – называет славными и всехвальными, первопрестольными и первоверховными; других из лика 12-и Евангелистов именует только славными и всехвальными; третьих из лика 70-ти апостолов просто апостолами, а не принадлежащих и к лику Апостолов – Равноапостолами.

Из книги «Дни Богослужения»



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...