«В горе мусора много лет живёт женщина, её сын и больше 40 собак, многие из которых истощены и больны». Такое сообщение от жителей получили руководители волонтёрского движения «Потеряшки», которое опекает бездомных животных.
Зоозащитники обратились за помощью к представителю уполномоченного по правам человека в Московской области Татьяне Накоряковой. Вместе с медиками, полицейскими и специалистами ногинского приюта для животных они выехали на место обитания семьи.
И вот мы на отшибе у одного из гаражных кооперативов Сергиево-Посадского района (по просьбе волонтёров, опасающихся догхантеров, мы не указываем точного местоположения). Навстречу визитёрам выбегают семь собак. Они не лают, а стоят, настороженно улавливая носом запахи. Из ближайшего гаража выходит мужчина с большим пакетом сухого собачьего корма, и стая бежит к нему, радостно виляя хвостами. На запах корма выбегают щенки: пугливые, настороженные, с лысыми проплешинами от подкожного клеща. Они подходят к кусочкам и, жадно глотая их, озираются на людей.
Там, где заканчиваются гаражи, начинается свалка: огромные навалы мусора имеют давнюю историю. Периодически их убирают, но они появляются вновь. Эта свалка стала домом для собак и двух человек.
Среди навалов мусора семья — мать с сыном — отгородили себе территорию. Участковый подошёл к самодельному забору, который владелица свалки соорудила из подручных материалов — старых дверей, листов картона, фанеры, но зайти внутрь не решился. На незваных гостей обрушился лай не одного десятка собак, живущих вместе с хозяевами среди мусора.
«Меня не будет — и его не будет»
Через несколько минут ожидания из-под горы мусора выбралась пожилая женщина. Стая, учуяв хозяйку, повизгивая, кинулась к ней. В сопровождении собак женщина вышла к гостям из своего убежища.
Оказалось, жительницу свалки зовут Нина Фёдоровна. Она родом из Махачкалы, когда-то жила в Тюмени, потом уехала в Жигулёвск, там родила сына Сашу. Когда ему было пять лет, врачи сообщили матери, что мальчик умственно отсталый. В школе он проучился до третьего класса: здоровье не позволяло усваивать программу.
В Сергиев Посад семейство перебралось в 90-х годах, после того как, по словам Нины Фёдоровны, она потеряла служебную квартиру. Тогда ребёнку было около девяти лет. Сейчас уже взрослому мужчине примерно 36 лет, но умственное развитие так и осталось на уровне третьеклассника.
За 26 лет, что семья проживает в Сергиевом Посаде, похоже, никто не сообщил о них ни в полицию, ни в органы опеки, ни в администрацию, никуда. Ребёнок вырос на свалке, а Нина Фёдоровна, явно страдающая психическими отклонениями, сама за помощью ни к кому и никуда не обращалась. Иногда местные жители подкармливают её, сына и многочисленных собак.
А как оказалось, родные братья искали Нину Фёдоровну и племянника. В архивах программы «Жди меня», которая до недавнего времени выходила на Первом канале, есть заявка брата, датированная 2002 годом.
На предложения и уговоры врача, участкового полицейского, представителя уполномоченного по правам человека, волонтёров «Потеряшек» уехать вместе с Сашей в больницу, чтобы помыться и обследоваться, женщина ответила категорическим отказом. А на доводы подумать о сыне последовал ответ: «Меня не будет — и его не будет».
По словам представителя регионального омбудсмена Татьяны Накоряковой, по закону отправить семью на принудительное лечение без решения суда невозможно. Но на кого подавать в суд, ведь у женщины и её сына нет никаких документов?! И их восстановление потребует очень много времени: где найти людей, готовых удостоверить личность Нины Фёдоровны, если ни адресов, ни дат, ни имён бывших знакомых она не помнит?
Свалки не будет?
Пока все собравшиеся уговаривали Нину Фёдоровну уехать со свалки, ловец из приюта прикармливал щенков колбасой, а затем, хватая их, уносил в тёплую машину. Во взрослых сук пришлось сначала «выстрелить» снотворным, а затем отнести в клетку. Наблюдавшая за этим процессом хозяйка собак сначала начала возмущаться, а потом, доверившись волонтёрам, вынесла из-за забора ещё несколько щенков, которых сама посадила в клетку и погладила, попрощавшись.
Мы обратились за помощью к московским волонтёрам. «Всех собак, которых мы сегодня забрали, развезут по волонтёрам, окажут медицинскую помощь, и в дальнейшем будут искать новых хозяев», — рассказала о судьбе выловленных животных руководитель «Потеряшек» Светлана Калинина.
А представитель уполномоченного по правам человека в Московской области Татьяна Накорякова провела собственное расследование. Оказалось, что свалку уже не раз пытались убрать. Представители Госадмтехнадзора пробовали приструнить председателя гаражного кооператива, но он всё валит на муниципальные власти, ведь земля под застройку гаражами не оформлена надлежащим образом. Тогда же, кстати, надзорное ведомство обращалось в УМВД с информацией о проживающих на свалке людях. Но воз и ныне там.
Теперь проблемой займутся под надзором омбудсмена.
Источник: Газета Вперёд