Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

logo
 Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

Три чёртовых кота, ненавистные барбарики и Барбоскины, проклятые фиксики, моральный урод Лунтик и не свинка Пеппа, а настоящая свинья!

Если вы прочитали этот ряд оценочных негативных суждений о современных мультиках и не захотели его оспорить, значит, вы оказались в эпицентре конфликта поколений. И между вами и вашим ребёнком выросла огромная пропасть.

Скучно и о других 

Пытаешься показать ему самостоятельного Дядю Фёдора из Простоквашина, кота Леопольда, который призывает жить дружно, сказку про нерадивого Вовку из Тридевятого царства или мультик про Ивашку из пионердворца. А на выходе вместо щенячьего восторга кислая физиономия, испорченное настроение и просьба переключить. Потому что скучно. И для других детей из другой страны. 

Бременских музыкантов показывать тоже бесполезно. Самое свободное поколение, с точки зрения выбора и наказаний, морально не готово отказываться от заманчивых сводов дворцов. И мультфильм, который призывает к этому, невероятно скучен и нуден. Музыкальный ряд вообще — тушите свет. Современным девчонкам точно не близка мораль сказки про «Летучий корабль». Современные мальчишки не хотят стать полицейскими, глядя на дядю Стёпу. А под прекрасно прорисованную драму-притчу про мальчика и золотую антилопу детям больше нравится дремать, чем сопереживать главным героям… 

Весело и о нас 

Детские «Оскары», «Золотые пальмовые ветви» и другого рода признания получают совершенно другие по форме и по содержанию произведения. По форме дети любят сериалы. Потому что сериал — это маленькая жизнь, моделирующая повседневность, раскладывающая биографии на мелкие эпизоды. Не только героические, но и рутинные.   

«Сказочный патруль» про четырёх волшебниц родился из идеи переосмыслить Алису Льюиса Кэррола. Фундаментальное отличие философии картины от произведения классика — наличие четырёх типажей девочек, в каждой из которых юные зрительницы узнают себя. Как следствие, восхищаться предстоит не волшебным миром, а героинями и их поступками.  

«Лунтик и его друзья» оправдывают весьма популярную в детской среде модель «Белой вороны», свалившейся на Землю прямиком с Луны. Быть не таким, как все, не просто неплохо, а по-настоящему модно и сулит неплохие жизненные перспективы. 

«Три кота» играют на нежных чувствах зрителей к домашним животным. Нет ничего милее котиков, не так ли? А если эти коты моделируют классическую современную семью с современными увлечениями, они обречены на успех, в отличие от нарисованных пионеров. 

С «Фиксиками» вообще получилось интересно. По сути, это современная экранизация повести Эдуарда Успенского 1974 года «Гарантийные человечки», впервые напечатанной в журнале «Пионер». Герои сериала – крошечные человечки, живущие внутри приборов и гаджетов и следящие за их исправностью. Техника стала капризной и запрограммирована на старение, но мечты о рукастых ребятах, которые всё починят, никуда не делись.

Чем Никулин хуже Фиксиков?

Советские мультфильмы создавали художники, которые своеобразно понимали мир. Конечный продукт мог быть ориентирован на 30-летних мечтателей, на взрослых весельчаков и меланхоликов, содержать аллюзии на Высоцкого, Труса, Балбеса и Бывалого. Если детям не понравится откровенный арт-хаус вроде «Весёлой карусели» — тем хуже для детей. Менее гениальными творениями в отрыве от целевой аудитории эти мультики не становились. Но это было взрослое искусство. 

Современная мультиндустрия — продукт маркетологов, изучивших психологию маленького потребителя. Хороший мультик XXI века не просто нравится. Он формирует вокруг себя целую индустрию. Игрушки, одежда и канцтовары с принтами, платные приложения на телефоне и компьютерные игры. Идеально подобранные кислотные цвета, идеально вписывающиеся в иррациональное мышление ребёнка, — такова картина мира главных персонажей. 

Безумие на экспорт 

Конспирологическая теория о том, что наших детей хотят развратить и лишить разума, не выдерживает никакой критики. Мы сами кого хочешь развратим и кому хочешь запудрим мозги. Благо, успешные примеры есть.  

Некоторые анимационные шедевры делают успехи, которые не снились их советским предшественникам. Сериал «Маша и Медведь», созданный студией «Анимаккорд», добился диснеевских показателей популярности (например, серия «Маша и каша» набрала на YouTube рекордные 4,3 млрд просмотров). Образы шкодливой девчонки с косой и добродушного медведя, выручающего её из передряг, знают около 70 % европейцев (в некоторых странах рейтинги приближаются к 100 %), 95 % индонезийцев, 33 % китайцев и около половины американцев. Британская The Times, ни много ни мало, признала мультик имиджевым политическим проектом, обеляющим Россию в глазах западного мира.

Устами младенца: 

  1. Какой мультик тебе нравится и почему? 
  2. Знаешь ли ты что-то про Чебурашку и Волка из «Ну, погоди!»? 
  3. Какой мультик из двух тебе больше нравится: «Том и Джерри» или «Маша и Медведь»? 
 Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

 

Варвара Бардакова, 9 лет:

  1. Я люблю Лунтика за то, что он хорошо прорисован. А ещё там гусеницы Вупсень и Пупсень главные приколисты. 
  2. То и другое смотрела, но уже довольно давно и плохо помню, чему учат эти мультики. 
  3. «Том и Джерри» я люблю с раннего детства, а «Маша и Медведь» мне никогда не нравились. 
 Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

 

Дарья Дорожкина, 6 лет:

  1. Люблю мультик про кукол Энчантималс, потому что у меня есть такие куклы, которыми я могу играть.
  2. Чебурашка — это ушастая обезьяна, которая съела коробку апельсинов, из мультика «Крокодил Гена». В «Ну, погоди!» есть Волк и Заяц. Заяц пытался удрать от него, а Волк его пытался сожрать! 
  3. Я люблю больше «Том и Джерри», потому что он больше похож на «Ну, погоди!» 

Говорят взрослые

 Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

 

Татьяна Ушакова, психолог Сергиево-Посадского реабилитационного центра :

У современных детей изменился темп жизни, изменилась эстетика восприятия мультфильма. Если современный ребёнок не смотрит современные мультики, у него будут проблемы при общении со сверстниками. Ребёнок может посмотреть очень полезные мультики, которые окажутся абсолютно бесполезными, может вредные — и они на него не воздействуют никак. Главное не то, какие мультфильмы смотрят дети, а то, какие выводы он из этого делает, и есть ли с кем обсудить увиденное. Родитель может высказать точку зрения, с чем он согласен, а с чем нет. Дети не злятся на точку зрения родителей, а злятся на то, когда родители запрещают, не пытаясь вникнуть. 

 Ребёнок смотрит ерунду. Нужно ли навязывать свои вкусы детям?

Анастасия Дмитриева, психолог:

 Любые мультики детям нужно смотреть с родителями, чтобы они объясняли, почему персонаж поступил так, а не иначе. Тот же Волк из «Ну, погоди!», например. Он ведёт разгульный образ жизни, у него есть вредные привычки. Если не объяснить это ребёнку, он может посчитать, что это нормально. Я бы рекомендовала смотреть мультики с минимумом сцен жестокости и в соответствии с возрастом. Если трёхлетняя девочка будет смотреть «Феечек Винкс», она не поймёт ничего. Очень хорошо влияют на ребёнка мультики с явным образовательным уклоном. Например, «Фиксики», «Смешарики ПИН-Код» с углублённым изучением физики и естествознания. Они позволяют ребёнку выйти за горизонты учебной программы. Если же выбирать между отечественными мультиками и западными, я бы предпочла отечественные, которые лучше подходят нашему культурному коду. 

 

Сергей РУНЬКО

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.