Пять театральных вечеров в Санкт-Петербурге

Пять театральных вечеров в Санкт-Петербурге

Вне сомнения, каждый человек хоть раз, но побывал в Санкт-Петербурге. Это город, в который можно возвращаться снова и снова. Ноябрь для средней полосы не самый привлекательный по погоде, а в Петербурге и тем более. Но очень захотелось услышать классическую музыку и постановки, увидеть красивейшие интерьеры знаменитых театров.

Позаботившись заранее о билетах, я устроила себе поистине праздник! В светлое время суток гуляла по городу, наслаждалась знакомыми местами, навестила тетушек, послушала их рассказы о жизни, войне и о блокаде, вроде, много раз слышанные, но переосмысленные,поклониласьдеду на Пискаревском кладбище.

 

Вечер первый

Театр, известный сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ имени Г.А. Товстоногова. Смотрела спектакль Е.Чижовой «Время женщин». Сам театр организован по инициативе Максима Горького в августе 1918 на основании декрета, как «театр трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Председателем художественного совета в апреле 1919 года стал Александр Блок, по словам которого театр должен был стать цитаделью героического репертуара и «великих слез и великого смеха». Таким и представился мне увиденный спектакль о трудных годах жизни женщин между двумя мировыми войнами. Георгий Товстоногов возглавлял БДТ тридцать три года. Здесь играли и играют мэтры сцены: Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили. Список можно продолжать. Здание, в котором БДТ располагается сейчас, театр получил в 1920 году. Самому зданию намного больше, его построил граф Апраксин в середине 19 века. И с тех пор его ни разу капитально не реставрировали. Поэтомумоей целью было еще и увидеть знакомые интерьеры после большой реставрации с 2011 по 2014 год. В фойе театра открыли музей, где я узнала и об измененияхв зрительном зале, количество мест в нем уменьшилось с 1200 до 750, кресла стали шире и комфортнее, были убраны все «слепые» зоны. Незабвенный Константин Сергеевич Станиславский считал зал на 600-700 человек идеальным. Но главное — меня восхитили интерьеры, ощущение, что я хожу по театру, и у меня перед глазами будто две картинки — как было, и как стало. Все такое родное и вместе с тем волнующе новое. (Я училась в Ленинграде). Сохранен уникальный исторический облик здания, в особенности его парадных залов

 

Вечер второй

В Мариинке-2 премьера — опера Джузеппе Верди «Травиата»,по драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Яувидела новое здание знаменитого театра, также технически оснащенное, современный зал светлого, вкусно пахнущего деревом. Красивая музыка, костюмы, хорошее исполнение на итальянском языке сопровождались синхронными титрами на русском языке.

 

Вечер третий

Большой зал Филармонии. Вечер «Бах и органная культура Австрии». За органом один из самых востребованных австрийских органистов Бернард Гфререр, выступающий во многих городах мира, член жюри международных органных конкурсов. Исполнялись произведения Баха и Моцарта. Белоколонное великолепие зала, построенного в 1839 году для дворянского собрания, стоит увидеть. Большой зал – чудо акустики, и на хорах это еще очевиднее, чем в партере и ложах. По хорам можно обойти зал по кругу, пройти за органом и увидеть сам зал во всем великолепии с разных точек.

Собственных оркестров у Филармонии два: первый — под управлением Юрия Темирканова — играет не так часто, второй — Академический симфонический.В этот вечер я была благодарна за акустический звук, не усиленный электроприборами. Глазам приятен был мягкий свет хрустальных люстр. Душа пела.

 

Вечер четвертый

Осуществилась давняя мечта – попасть в Санкт-Петербургский ордена Ленина Государственный Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского—Михайловский театр —один из значимых музыкальных театров России. Открыт в 1833 году. Комплекс зданий располагается в центре Саект-Петербурга, в историческом здании на площади Искусств (быв. Михайловской). В годы студенчества я не смогла туда попасть.В семидесятые годы он назывался Ленинградский ордена Ленина Государственный академический Малый театр оперы и балета. В разные годы на сцене Михайловского театра выступали: оркестр под управлением Иогана Штрауса, Федор Шаляпин, труппа Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский.В этот вечер давали балет «Щелкунчик», музыка П.И.Чайковского, либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана. Самый «рождественский» из всех классических балетов, «Щелкунчик» стал символом волшебных перемен и постоянного обновления жизни.

Партер — самое удобное место в театре и дорогое. А во времена Пушкина верхний ярус – галерку — называли раёк. Зрители верхних рядов направляли на партер бинокли, подзорные трубы, внимательно изучая костюмы, платья, лица, ювелирные украшения партерных красавиц. Необычно теперь, но понятно,почему набалкон 3-го яруса ведет отдельная лестница, никак не пересекающаяся с партером. На галерке, или в райке, собиралась самая бедная, но благодарная публика. Неслучайно Александр Сергеевич написал: «В райке нетерпеливо плещут… ». На галерке простая публика, купившая дешевые билеты, позволяла себе выражать эмоции, как ей хотелось. Оттуда раздавались первые возгласы «Бис!», «Браво!», оттуда срывался шквал аплодисментов, оттуда несся озорной свист, если какой-либо актер плохо играл.

 

Вечер пятый

Напоследок захотелось чего-то более легкого. И я пошла в Театр музыкальной комедии там же на площади Искусств на спектакль Франца Легара «Веселая вдова». Очень хотелось увидеть, есть ли еще со времен студенческих лет тот зал, в отделке напоминающий грот со светильниками виде ландышей. Да, я его нашла, что вызвало добрые теплые воспоминания. Постановка легкая, яркая, с замечательными известными мотивами, красивыми костюмами, зажигательным канканом.

Выходя из театра каждый вечер, я напевала про себя только что прозвучавшие мотивы, мелодии. Чувство общей восторженности сохранилось надолго.

Ольга БАТИЩЕВА

Источник: Сергиевские ведомости





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *