Путь ко спасению

logo
Путь ко спасению

Архимандрит Георгий Тертышников

Повторяя эти слова, произнесен­ные святым пророком Давидом, мы просим, чтобы Господь очистил наше сердце от всего порочного и исполнил его Духом Своим. Для нас не должно быть ничего более дорогого, чем чистота и одухотворенность сердца, потому что сердце есть центр всего нашего духовно-физического существа. Бие­нием сердца измеряется жизнь, опре­деляется здоровье; духовное же серд­це является центром и источником духовной жизни. В нем начало и корень всех наших действий, как внутрен­них, так и внешних. Из сердца, по сло­ву Христа, могут исходить помыш­ления. как добрые, так и злые (Мф. 15.19). Господь призывает ищущих спасение обновить свое сердце: «Со­творите себе сердце ново, и дух нов» (Иез. 18.31). Это обновление сердца совершается благодатию Святого Духа только тогда, когда мы сами всецело предаем себя Богу, отдаем ему свое сердце в ответ на его при­зыв: «Сыне, даждь ми сердце твое» (Притч. 23.26). Сердце, обновленное благодатию Святого Духа, воскреса­ет в новую жизнь и становится пре­столом Божиим (1 Кор. 3.16). Святые отцы называли сердце человека со­кровищницей, в которой происходит встреча человека с Богом и со всем духовным миром. «Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, — пишет св. Исаак Сирский, — и узришь сокровище Небесное. Лестница в Не­бесное Царство сокрыта внутри тебя, т. е. в сердце твоем».

Очищение сердца, этой внутрен­ней обители, для принятия Бога яв­ляется целью христианского подви­га (Мк. 5.8). Те же христиане, зани­мающиеся только телесным, внеш­ним подвигом, надеясь на свои собст­венные силы, не достигают зрелого духовного возраста.

«Случилось видеть старцев, — пишет еп. Игнатий Брянчанинов, — занимавшихся исключительно те­лесным подвигом и пришедших от него в величайшее самообольщение.

Душевные страсти получили не­обыкновенное развитие».

В Патерике описывается подоб­ный случай. Однажды великому стар­цу-пустыннику явился Господь и ска­зал: «Иди в мир, и я тебе покажу судьбу двух людей». Старец вышел из пусты­ни и дошел до монастыря близ большо­го города. В обители он увидел множе­ство иноков и мирян с зажженными свечами. Ему сказали, что умирает затворник, молитвами которого Бог хранил обитель и город. И вот насту­пил момент кончины затворника. Ста­рец душевными очами увидел князя бе­совского, который взял трепещущую душу затворника и отвел ее в место вечных мучений. Причиной такой уча­сти был, как оказалось, неправильный подвиг затворника, заключавшийся только в телесных трудах.

Потом старец вошел в город и увидел нищего. Много лет лежал этот нищий на улице, забытый людьми. Он претерпевал всяческие лишения и страдания, но благодарил Бога за такую судьбу и непрестанным внутрен­ним подвигом, при содействии благо­дати Божией, очищал сердце от стра­стей, пока, наконец, не стал обите­лью Святого Духа. Наступил конец страданиям нищего, и Господь послал за его душой Ангелов и пророка Давида с гуслями. И когда св. пророк Давид заиграл в гусли и запел Ангельский хор, душа нищего разлучилась с телом и была отнесена в место блаженства.

Этот пример, братья и сест­ры, подтверждает слова Спасите­ля нашего, что только чистые серд­цем Бога узрят (Мф. 5.8).

Каков же путь к достижению чистоты сердца?

«Молитва, — говорит преподоб­ный Макарий Великий, — есть глава, источники мать добродетелей». Мо­литва является живоносной силой для души, как воздух — для всего живуще­го на земле. И как без воздуха все живое умирает, так становится мертвой и душа без молитвы. «Мо­литва. — пишет святой Игнатий Богоносец, — есть цепь, соединяю­щая человека с Богом», Который за­поведал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15.5).

И когда христианин постоянно и усердно молится, он постепенно от­крывает в своем сердце пороки, кото­рых он до сих пор не замечал. И тогда он вступает в борьбу со своими гре­хами и страстями. Подвиг, который несет христианин, невидимо борясь со страстями, приравнивается к под­вигу мучеников. Сознавая всю труд­ность этой невидимой брани, подвиж­ник приобретает глубокое смирение, ибо опытно убеждается в том, что освободить его от страстей может только благодать Святого Духа. «Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу, — учат св. отцы, — ибо что бывает с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге». Бороться со страстями человеку при­ходится долгое время, почти всю жизнь. Но вот наступает такой мо­мент его духовной жизни, когда сам Господь проходит в его сердце и вече­ряет с ним.

Будем, братья и сестры, почаще прислушиваться к голосу Спасителя, Который невидимо стоит у дверей сердца нашего и взывает: «Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною» (Апок. 3.20) Да будет молитва наша еще более усердной, чтобы посред­ством ее мы очистили свое сердце от страстей и нашли в нем бесцен­ное сокровище — Царство Божие, о котором говорит Господь: «Се Цар­ствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17 21). И тогда каждый из нас сможет сказать с апостолом Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1.21). Аминь.

«Вышенский паломник». Журнал религиозного объединения «Благотворитель» во имя святителя Феофана Затворника Выщенского. Рязань. Июль 1996



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.