Про субботники. Великий почин

logo
 
Про субботники. Великий почин

ИТР завода №6 на субботнике на Вифанской улице. сер. 1960-х гг. Фото Н. Кривенко

Помню календарную страничку из детства. Черно-белый многофигурный рисунок с паровозом, а вокруг него копошится уйма народа. И подпись: «Застрельщики Великого почина». Фиг поймешь этих взрослых! Ну ладно, почин – значит починка, ремонт. Еще свежа была память и про паровозы, и про ремонтное депо узловой станции Северной железной дороги «Загорск». А вот застрельщики… Я долго искал их на картинке. Они должны были быть со снайперскими винтовками. Обязательно с оптическим прицелом. Чтобы сорвать ремонтные работы, этот самый почин! Но я нигде их не мог найти. Папашка мне коротко и ясно объяснил: картина, мол, большая, они просто не вместились в календарь!

Много позднее я узнал, что застрельщики (в отличие от закопёрщиков) – люди очень хорошие, говоря человеческим языком – инициаторы. А почин – это субботник. А если точнее, то субботник 10 мая 1919 года на станции Московско-Казанской железной дороги Москва-Сортировочная. С легкой руки В.И. Ленина, откликнувшегося на это событие статьей «Великий почин», и пошло гулять крылатое слово.

Однако до этого субботника (в нем приняли участие 250 человек) был еще один, очень интересный для нашей темы. Это когда на той же станции 15 энтузиастов, из которых 13 были коммунистами, вышли на работу после смены, в ночь на субботу 12 апреля 1919 года. Отсюда якобы и термин – «субботник». О терминах, впрочем, мы еще поговорим.

1 мая 1920 года в Москве уже был проведен грандиозный субботник под названием «Праздник освобожденного труда». Именно с ним связан еще один стереотип – «Ленин и бревно», нашедший отражение как в советском изобразительном искусстве (даже в нашей местной лениниане найдется полтора десятка работ на эту тему), так и в устном народном творчестве («Что стало с бревном, которое таскал Ленин на субботнике? Проросло бровями!»).

А теперь про самое интересное. В принципе, субботники (то есть добровольные общественные работы на безвозмездной основе) в России знали и до большевиков. В быту крестьянской общины это называлось «помочи» (к подтяжкам отношения не имеет). «Мир» организовывал их для помощи погорельцам, вдовам, «малосильным» молодым семьям. Соседи, сговорясь, выходили на работу, а потом складчиной отмечали «помочь».

Наверное, именно такими «революционными помочами» было событие, происшедшее в канун 1 мая 1917 года в Сергиевском посаде. Позднейшие историки, правда, по аналогии назвали это субботником. Тогда граждане посада вышли на общественные работы по благоустройству города. Принимала в этом участие и Троице-Сергиева лавра, приславшая подводы с материалами. В тот год в России впервые отмечался официально первомайский праздник под лозунгом «Без победы нет свободы!».

Через год, уже при новой власти, в честь первой годовщины официального Первомая, аналогичное действо было произведено на скотном рынке вблизи станции (в районе нынешнего ТРК «Счастливая 7Я»). Начали ни много ни мало возводить «Курган в память борцов и жертв революции». Слава Богу, дальше митинга не пошло!

А первые реальные советские субботники прошли в городе в 1919–1920 годах. Их инициаторами и участниками стали железнодорожники (ремонт вагонов и сверхурочная разгрузка грузов) и курсанты Военной электротехнической академии, дислоцированной в стенах лавры. Последние занимались разборкой последствий грандиозного пожара, бушевавшего летом 1920 года в центре города. Про эти субботники были опубликованы отчеты в губернской газете «Московский большевик».

Интересно, что, несмотря на отмену в 1929 году названий дней недели, термины «субботник» и «воскресник» продолжали жить, сделавшись именами нарицательными. В ту пору кроме них в документах и газетных статьях мелькали «декадники», «месячники», «трудавралы», цель которых сводилась к нескольким позициям: заготовка дров, расчистка железной дороги (зимой) и уборка города.

Среди документов по этому вопросу меня очень забавлял один, буквально сошедший со страниц М. Булгакова: «Вынести выговор коменданту Первого Дома Советов (То есть Старой лаврской гостиницы. – Прим. авт.) за необеспечение субботствующих (Прям название секты! – Прим. авт.) специнвентарем, в результате чего был сорван полноценный грабеж (Работа граблями. – Прим. авт.) у памятника Ленину».

К 1960-м годам тема субботника и воскресника, с одной стороны, окончательно заидеологизировалась, с другой – фольклоризировалась. Вариант басни И. Крылова «Ворона и лисица»: «Сидит ворона на суку с сыром. Лиса ее и так, и сяк. Наконец, все средства были исчерпаны. И лиса говорит: «Ворона, а ворона, а у нас завтра субботник будет!» А ворона: «Угу!» «Ворона, а ворона, а послезавтра – воскресник!» Ворона ненормативно выругалась, сыр выпал…» Далее по тексту.

Участников субботников по благоустройству в середине 1960-х годов прозвали декабристами. Зная реалии времени, нетрудно объяснить. Тогда было постановление о привлечении к принудительным работам по уборке улиц за мелкие правонарушения. И лиц, попавших под это постановление, величали декабристами, поскольку принято оно было в декабре. А далее, в порядке черного юмора, так величали себя служащие и ИТР (инженерно-технические работники), подгребавшие горы бытового мусора, заранее вываленного обывателями на обочину улицы. Иногда у наиболее продвинутых и языкастых участников подобных работ возникали сравнения с китайской «культурной революцией» и «перевоспитанием интеллигенции» по-хунвейбински. До отечественных аналогов, как правило, не добирались.

С высоты времени оценить понятие «субботник» не берусь. Оно, как яблочко, с одной стороны – красное, с другой – зеленое. Или как Восток – дело тонкое!

 

Источник: Газета Ярмарка

 


Контекстная справка

[1]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[2] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...

[3]Вифанская улица
Вифанская улица на карте  На панораме Улицы нашего города: ВифанскаяВ настоящее время часть этой улицы, начиная от Красногорской площади, носит имя Карла Маркса, а... подробнее...

[4]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.