Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать вторую неделю по Пятидесятнице. О злых духах и о действии их на человека

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Встретил Его один человек… одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни; он… разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни.[1]

Вы сегодня слышали, дорогие братия и сестры, евангельский рассказ о бесноватом в Гадаринской стране и об исцелении его Иисусом Христом. Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как бедственно влачил он свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над целым легионом бесов, вселившихся в несчастного человека? Видели внезапную гибель множества животных, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя?

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать вторую неделю по Пятидесятнице. О злых духах и о действии их на человека

Здесь дан образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет словно бы в гробах, потому что его жизнь — путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости («я лучше других, умнее других… кто авторитет для меня?»), в рытвинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений (особенно плотских) — вот где пролегают его тропинки.. Он жил в гробах, где нет жизни — ни растений, ни живности. Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что далеко от этого пути, все это он отрицает и осуждает… Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину-диаволу и работает только ему… Отбрасывается, неприемлемым оказывается все, с помощью чего можно попытаться выправить душу, что содержит хотя бы намек на другой мир, отличающийся от мира зла. Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все жизненно важные связи добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные узы и, наконец, добирается до Бога и хулит Его, отвергает святые веления, твердые, как оковы, веления Божия закона.

И кто может укротить его? Хозяин, которому он предался, — зло, диавол. И только он властен над ним, только ему он работает.

Жалкое состояние, ужасное! И вы думаете, дорогие братия и сестры, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: всегда, днем и ночью… кричал он и бился о камни.

И действительно так. Вечная тревога, вечные хлопоты у многих из нас, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты — кругом, при всех усилиях чем-то заполнить жизнь… И, конечно, крик отчаяния… Крик без устали ночью и днем как печать отверженности. И окружающее очень скоро превращается в то, что названо голыми камнями зла. Человек бьется о камни. Камни давят грудь. Он весь изранен, кругом — пути смерти.

Бесноватый, увидев… Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. [2] Удивительное дело! Бес, существо, отпадшее от Бога, признает Бога и почитает Его… Издалека он увидел Христа, прибежал, поклонился Ему. Об этом же говорит святой апостол Иаков: «… бесы веруют и трепещут». [3] А вот грешник иной раз делается как бы ожесточеннее самого сатаны, и бежит от Христа, как жители гадаринские, и хулит, и ненавидит Его, а часто отрицает бытие Самого Бога и диавола.

Вслушавшись в сегодняшний евангельский рассказ, кто из нас усомнится, что злые духи действительно существуют и могут, по попущению Божию, за грехи причинять вред и людям, и неразумным животным, подвергать их разного рода мучениям и даже гибели.

В бытии злых духов нас убеждают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, свидетельства святых отцов Церкви и жизнеописания угодников Божиих. В начале Библии повествуется, как в раю диавол явился в образе змия праматери нашей Еве и соблазнил ее вкусить запрещенный плод с древа познания добра и зла. Ева склонила к этому праотца Адама, оба они оказались преступниками заповеди Господней и подверглись наказанию от Бога — изгнаны были из рая сладости и осуждены на временные бедствия. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони от начала. [4]

А в книге Иова говорится, что диавол, по попущению Божию, сперва отнял имущество и погубил детей у праведного Иова, а потом поразил его самого лютой проказой.

Святой апостол Иоанн учит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». [5] Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания Своего в пустыне не раз искушаем был сатаной: то возбуждаем был им к нетерпеливости, то к тщеславию, то к властолюбию. [6] Из бесноватых изгонял бесов и Сам Спаситель и святым апостолам дал власть изгонять их. [7] Святой апостол Петр пишет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить». [8] Из всех приведенных указаний Священного Писания явствует, что диавол есть существо действительное, а не воображаемое, существо личностное, имеющее разум и волю. Святая Церковь наша и ее святые отцы и учители единогласно свидетельствуют о том, что есть царство сатаны, есть падшие ангелы, которые не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям, которые стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться.

О том же свидетельствуют жизнеописания святых. Почитайте их, и вы увидите, каких только козней не строил диавол, в каких видах не являлся, как неустанно боролся со святыми, как открыто признавался, чем они побеждают его. Очевидно, что вера в бытие злых духов была всеобщей в роде человеческом. Кто верует в Бога и в божественное откровение, тот верует также в существование злых духов и влияние их на человека. Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола.

Действия диавола, которыми он старается склонить человека на грех, очень разнообразны. Диавол являлся святым Божиим людям и в богоподобном виде, как преподобному Пахомию, и в виде ангела света, как Симеону Столпнику, и в виде змеи, как прародительнице Еве, и в других чувственных образах. Одних подвижников благочестия он устрашал ужасными видениями, чтобы отвлечь их от богомыслия и повергнуть в уныние, а в других возбуждал смех и разные неблаговидные порывы, чтобы понемногу довести их до рассеянности и самозабвения; в одних производил расслабление сил и дремоту, чтобы помешать их доброделанию и молитвенным подвигам, а в других воспламенял кровь и возбуждал восстание плоти, чтобы повредить чистоту их души и тела; перед одними рассыпался в похвалах, чтобы расположить их к самомнению, гордости и тщеславию, а других преследовал оскорблениями и поношениями, чтобы поколебать их терпение и довести до раздражительности, злобы и мести; одних лишал всего и ввергал в нищету, чтобы вызвать у них ропот и хулу против Бога, подбить на обман, воровство, грабительство, божбу, клятвопреступление, покушение на жизнь других или самих себя, а другим пособлял разбогатеть, чтобы они вдались либо в роскошь, щегольство, мотовство, высокомерие, либо — в скупость, скряжничество и жестокосердие, либо выставляли себя как идола для других, либо сами преклонялись перед маммоной, как перед Богом; одним внушал излишнее упование на милосердие Божие, чтобы способствовать их разленению, беспечности и самодовольству, а в других посевал отчаяние, и они теряли надежду на милость Божию, и все это — чтобы удержать их от раскаяния и самоисправления, склонить к ожесточению и привести к погибели. Если сказать кратко, то диавол всегда сообразует свои искушения с расположением души каждого.

Но, несмотря на разнообразие ухищрений диавола, искусившиеся в борьбе с ним знали, каким оружием ограждаться от его стрел. Склонял их диавол к невоздержанию в пище и питии, разжигал в них похоть плотскую, подвижники благочестия вооружались против него постом, молитвой, телесными трудами и крестным знамением. Подстрекал их к раздражительности и злоречию, они давали обет молчания, противопоставляли ему терпение. Возбуждал в них гордость и самомнение, — они защищались смирением. Поселял в них отчаяние или излишнее упование на милость Божию, — они прежде греха представляли себе правосудие Божие, чтобы не согрешить. А по согрешении помышляли о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино. Прибегал к насилию против них — они сопротивлялись ему именем Божиим и Христовым. Располагал их к рассеянию и разленению — они принуждали себя к молитве и чтению слова Божия.

Вот и примеры, подтверждающие это. Преподобный Даниил рассказывал, как одного пустынника пригласили к себе родители бесноватой для того, чтобы он изгнал из нее беса. Лишь только монах вошел в дом, как бесноватая дала ему пощечину: пустынник, по заповеди Господа, обратил ей и другую ланиту. Демон, мучимый этим, вскричал: «Какая сила! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица тотчас исцелилась. А преподобным Макарию Египетскому и Феодоре диавол прямо сознался, что ничто так не побеждает его, как смирение.

Священномученику Киприану бесы, не колеблясь, заявили: «Мы не можем смотреть на крестное знамение и бежим от него, ибо оно, как огонь, опаляет нас и далеко прогоняет». «Именем Иисусовым всегда бей ратника [то есть бесов]», — учит преподобный Иоанн Лествичник. Имя Иисусово крепче стали, тверже гранита. По свидетельству аввы Иова, нет крепче щита, нет сильнее оружия в духовной брани, чем Иисусова молитва. «Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с земным правителем, и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приближаться к тому, кто беседует с Богом», — вещает преподобный Симеон Новый Богослов. Сам Спаситель говорит, что род бесовский изгоняется молитвой и постом.

Думай постоянно о чем-нибудь духовном и добром, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его, уверяют блаженный Иероним и преподобный Пимен Великий. Чтение Священного Писания — это великая защита от греха, учит авва Епифаний.

Итак, дорогие братия и сестры, несомненно веруя в бытие злых духов и в пагубное влияние их на нас, воспользуемся в борьбе с ними тем оружием, которое заповедал и даровал нам Господь и каким сражались с ними святые угодники Божий, на какое и нам указали. Неукоснительно следуя за победителем диавола, ада и смерти Господом нашим Иисусом Христом и Его Святой Православной Церковью — этим столпом и утверждением истины, следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, и мы можем выйти победителями из борьбы с врагами нашего спасения — духами злобы поднебесными. [9] Аминь.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мк. 5, 4-5.

[2] Мк. 5, 6.

[3] Иак. 2, 19.

[4] Ин. 8, 44.

[5] 1 Ин. 3, 8.

[6] Мф. 4, 2-10.

[7] Мф. 10, 8.

[8] 1 Пет. 5, 8.

[9] См.: Еф. 6, 12.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подскажите есть ли расписание отчитки Отца Германа?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как попасть на отчитку Отца Германа и есть ли расписание? Где можно уточнить информацию по этому вопросу? подробнее...