Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать седьмую неделю по Пятидесятнице

logo

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня последнее чтение из годичного круга евангельских чтений. В нем говорится о призвании Господом мытаря Закхея.

Богатый начальник сборщиков податей в Иерихоне — Закхей — прослышал о великом Учителе из Назарета — Иисусе — и, поко­ренный Его духовной силой, хочет хотя бы взглянуть на Него. Когда Иисус проходит Иерихоном, Закхей устремляется за Ним, но из-за своего малого роста, за множеством народа, не может видеть Госпо­да. Тогда Закхей забывает о своей важности, о приличиях, о богат­стве, бежит вперед и влезает на смоковницу и ждет прихода Учите­ля. Господь останавливается у смоковницы, провидев ищущую душу Закхея: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». [1] Раскрылась под Божиим зовом душа Закхея, и соверши­лось ее оправдание: «Ныне пришло спасение дому сему»[2]

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать седьмую неделю по Пятидесятнице



Конечно, в этом евангельском рассказе первая и главная мысль — о Божием призыве, утешительная мысль о том, что Божий зов мо­жет коснуться самой грешнейшей души, такой ничтожной, что она сама по себе не может видеть Божия лика. Не только ради этой главной мысли читается рассказ о Закхее. Мысль о зове внедрялась в нас многими Божиими словами в течение года. Ныне на первое место выдвигается другая значительная мысль. Здесь не только призыв, здесь призыв обращается в посещение и спасение. Призыв столкнулся с какой-то иной силой (взглянул, увидел), и эта сила ускоряет спасение человека: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне на­добно быть у тебя». Евангелие открывает нам, что это сделала встречная призыву сила — сила человека, который совершил порыв своей волей и душой навстречу Богу.

«Сойди скорее, Я вижу, для Меня место готово, и Мое посе­щение обеспечено». Так человеческая воля вынудила Божественную волю. И Господь как бы сказал: «Мне надобно прийти к тебе и со­вершить спасение твоей души».

Не ясно ли, что в рассказе о Закхее на первое место выдвигается другая мысль — о человеческой душе, улавливающей Божий при­зыв и следующей ему вплоть до его исполнения и спасения человека.

Каково должно быть состояние человеческой души, чтобы ей от­крылся Бог и совершил ее спасение? Внимательнее посмотрим на обращение Закхея. Прежде всего, Закхей жив, у него живая душа. Она не погрузилась в какую-то внешнюю ценность и не замерла в сладостном самоудовлетворении: вот я достиг, чего хотел; душа, почивай! У Закхея ведь были немалые земные ценности: знатное положение, власть, почет. Разве эти ценности не влекут к себе мил­лионы людей? А разве, обладая ими, миллионы людей не погибают в самоусладительных довольствах? И разве многие люди не закостеневают своими душами, обладая гораздо меньшим довольством? Сытно поесть, хорошо одеться или удовлетворить какую-то другую мелкую страстишку — вот обычные масштабы человеческих вожде­лений. Обладая этим, человек живет счастливой удовлетворенно­стью, и душа его наполнена до краев. Она сладко почила в обладаемом, и ничего ей не нужно. Это — мертвые души, братья и сестры. И они — кругом!

Закхей не таков. Хорошо богатство, приятна знатность, но она не наполняет его душу. Это — отрава жизни, а душа Закхея живая, и она имеет свой живой мир, который и проявляется в поисках. По­иски, искания — вторая отличительная черта Закхея. Поиски Божией правды дали свои плоды — приход к нему Господа и спасение. При этом Божественная помощь и спасение как бы «вынуждаются» ак­тивностью такой живой души, как у Закхея. Он, рассказывает Еван­гелие, отвечает Христу уже как ученик, готовый ответить не только словами, но и делами: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо»[3] Так началась новая жизнь во Христе. Человек пошел за Христом по пути спасения.

Дорогие братья и сестры! Выводы из всего этого просты, ясны, но и ответственны. Остерегайтесь делать Бога виновником неудач жизни и вашего спасения. Остерегайтесь думать, что Богу нет до вас дела и что Бог прошел мимо. Пристальней вглядитесь в свои души! Исправны ли они? Готовы и способны ли они принять зов Божий? Или, быть может, души мертвы и отдались благодаря своим маленьким приобретениям? Или, может быть, души ваши парализо­ваны и неспособны подняться навстречу Богу?

Последуйте маленькому Закхею. Явите жизнь своих душ! Бе­гите от порабощения «землей» и ищите Божию правду! Добрыми делами пойдите навстречу Богу, поднимитесь над землей, чтобы увидеть Его, и тогда с вами совершится то, что пережил Закхей: Господь остановится у вашей души, и она в трепете и в радости узна­ет о Божием приходе. «Сегодня Мне надобно быть у тебя… ныне пришло спасение дому сему».

Торопитесь приготовить свои души! Господь идет по дороге! «Се, стою у двери (нашего сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»[4] Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 19, 5.

[2] Лк. 19, 9.

[3] Лк. 19, 8.

[4] Откр. 3, 20.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.