Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных и как неблагодарны оказались девять из них.
Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам. Чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокаженных, ибо проказа — одна из самых страшных, самых ужасных болезней. Проказа очень заразная болезнь, от нее умирают люди, заживо сгнивая, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, и они не смели входить в них, не смели близко подходить к людям, милостыню просили издали.
Итак, величайшее благодеяние получили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один из них возвратился к Господу Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно поблагодарил за исцеление. Это был самарянин, не иудей, а чуждый народу израильскому. Тяжело было и Господу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы поблагодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко удивился, сказав: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» — а самарянину, благодарившему Его, сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». [1] Он не только получил исцеление от страшной болезни, он за веру свою, за благочестие свое получил и вечное спасение.
А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны перед Богом в неблагодарности? И если в то древнее время нашелся один из десяти благодарный, то в наше — едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв. И эта язва очень тяжела.
За что, за что оскорблять Господа Иисуса Христа, Который Свою Божественную кровь пролил за нас на Кресте, Который тело Свое пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего. Оскорблять Его неблагодарностью — как это страшно! Вот какими сильными словами говорит пророк: «О род! Внемлите вы слову Господню: „Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: ‘Мы сами себе господа, мы уже не придем к Тебе?. [2] Не придем — Ты не нужен нам. Благодарить не будем, устроим сами жизнь свою, как нам хочется, закон Твой нам не нужен уже — уходи со Своим законом»». А святой пророк Исайя так говорит: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: „Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад»[3]; „Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустыне дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко мне; ты, Израиль, не трудился для Меня«». [4] Новый народ изберет Себе Господь, народ более достойный, чем народ, не имеющий благодарности к Богу, не чтущий Бога.
В пример для подражания ставит нам пророк, к нашему величайшему стыду, вола с ослом, знающего владельца своего, шакала и страуса, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Разве не страшно вам слышать, что шакалов и страусов ставит нам в пример Сам Бог? Так ужаснитесь от того, чем заслужили это тяжкое Божие осуждение — ужаснитесь неблагодарности!
А святой апостол Павел в Послании к Тимофею говорит, что чем ближе будет время Страшного суда, тем более и более неблагодарными будут становиться люди, но и не только неблагодарными, но и глупыми во всех отношениях: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы». [5] Мало ли видим мы и среди нас и вокруг нас таких людей? Страшно сказать: немало видим, а так быть не должно. Не должны мы навлекать на себя страшных слов о неблагодарных.
Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что питает ее ? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему. Если на улице упадет слабая старушка, то разве не поблагодарит она того, кто помог ей подняться и сесть в электричку или довел до храма? Непременно отблагодарит низким сердечным поклоном. Благодарят больные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными. А корень благодарности именно в смирении — благодарными бывают только смиренные.
А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные смирения: человек богатый, человек, власть имеющий, занимающий высокое положение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Такие гордые, лишенные смирения, превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом неблагодарности. Люди богатые, и в особенности сколько-нибудь высокопоставленные, считают, что они мало имеют, а должны иметь гораздо больше и выше стоять.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем всегда благодарными и будем помнить всегда слова псалма Давидова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?». [6] Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами в сердцах ваших! Всегда повторяйте: «Что воздам я, несчастный, погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне? Господи, прости, помилуй и спаси мя, грешного». Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2014
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Лк. 17, 17-19.
[2] Иер. 2, 31.
[3] Ис. 1, 2-4.
[4] Ис. 43, 20-22.
[5] 2 Тим. 3, 1-4.
[6] Пс. 115, 3
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
В «Красных палатах» прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Клиническая ангионеврология. Современные аспекты диагностики и лечения»
Годовой круг евангельских чтений. Среда 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 78, XV, 1-10. О любезном Богу покаянии
Библейское времясчисление
Встреча волонтеров со священником
«Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города. К 72-ой годовщине снятия блокады Ленинграда