Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать девятую неделю по Пятидесятнице. О неблагодарности

logo

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы слышали в сегодняшнем евангель­ском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил де­сять прокаженных и как неблагодарны оказались девять из них.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать девятую неделю по Пятидесятнице. О неблагодарности


Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам. Чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокаженных, ибо проказа — одна из самых страшных, самых ужасных болезней. Про­каза очень заразная болезнь, от нее умирают люди, заживо сгнивая, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и се­лений, и они не смели входить в них, не смели близко подходить к людям, милостыню просили издали.

Итак, величайшее благодеяние получили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один из них возвратился к Гос­поду Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно поблагода­рил за исцеление. Это был самарянин, не иудей, а чуждый народу израильскому. Тяжело было и Господу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы поблагодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко удивился, сказав: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не воз­вратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» — а самарянину, благодарившему Его, сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». [1] Он не только получил исцеление от страш­ной болезни, он за веру свою, за благочестие свое получил и вечное спасение.

А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже боль­ше повинны перед Богом в неблагодарности? И если в то древнее время нашелся один из десяти благодарный, то в наше — едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв. И эта язва очень тяжела.

За что, за что оскорблять Господа Иисуса Христа, Который Свою Божественную кровь пролил за нас на Кресте, Который тело Свое пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего. Оскорблять Его неблагодарностью — как это страшно! Вот какими сильными словами говорит пророк: «О род! Внемлите вы слову Господню: „Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: ‘Мы сами себе господа, мы уже не придем к Тебе?. [2] Не придем — Ты не нужен нам. Благодарить не будем, устроим сами жизнь свою, как нам хочется, закон Твой нам не нужен уже — уходи со Своим законом»». А святой пророк Исайя так говорит: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: „Я воспитал и возвысил сыновей, а они возму­тились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не ра­зумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад»[3]; „Полевые звери про­славят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустыне дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко мне; ты, Израиль, не трудился для Меня«». [4] Новый народ изберет Себе Господь, народ более достойный, чем народ, не имеющий благодарности к Богу, не чту­щий Бога.

В пример для подражания ставит нам пророк, к нашему ве­личайшему стыду, вола с ослом, знающего владельца своего, шакала и страуса, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Разве не страшно вам слышать, что шакалов и страу­сов ставит нам в пример Сам Бог? Так ужаснитесь от того, чем заслужили это тяжкое Божие осуждение — ужаснитесь неблаго­дарности!

А святой апостол Павел в Послании к Тимофею говорит, что чем ближе будет время Страшного суда, тем более и более небла­годарными будут становиться люди, но и не только неблагодарны­ми, но и глупыми во всех отношениях: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокор­ны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предате­ли, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы». [5] Мало ли видим мы и среди нас и вокруг нас таких людей? Страшно сказать: немало видим, а так быть не должно. Не должны мы на­влекать на себя страшных слов о неблагодарных.

Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что пита­ет ее ? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и бла­годарит даже за малое подаяние, которое творите ему. Если на улице упадет слабая старушка, то разве не поблагодарит она того, кто по­мог ей подняться и сесть в электричку или довел до храма? Непре­менно отблагодарит низким сердечным поклоном. Благодарят боль­ные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными. А корень благодарности именно в смирении — благодарными бывают только смиренные.

А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные смирения: человек богатый, человек, власть имеющий, занимающий высокое поло­жение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Такие гордые, лишенные смирения, превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом неблагодарности. Люди богатые, и в осо­бенности сколько-нибудь высокопоставленные, считают, что они мало имеют, а должны иметь гораздо больше и выше стоять.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем всегда благодарными и будем помнить всегда слова псалма Давидова: «Что воздам Гос­поду за все благодеяния Его ко мне?». [6] Эти святые слова да бу­дут начертаны горящими буквами в сердцах ваших! Всегда повто­ряйте: «Что воздам я, несчастный, погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне? Господи, прости, помилуй и спаси мя, греш­ного». Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2014



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 17, 17-19.

[2] Иер. 2, 31.

[3] Ис. 1, 2-4.

[4] Ис. 43, 20-22.

[5] 2 Тим. 3, 1-4.

[6] Пс. 115, 3

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...