Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в девятнадцатую неделю по Пятидесятнице

logo
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в девятнадцатую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении повествуется о призвании Господом Иисусом Христом на апостольское служение Петра, Иакова и Иоанна. Однажды Христос учил на берегу Геннисаретского озера. В связи с тем, что было много народа, Спаситель вошел в лодку Симона-рыбаря и учил. Окончив наставление, Господь попросил Симона закинуть сети и наловить рыбы. «Наставник! — ответил Симон Христу. — Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Он закинул сети, и попалось множество рыб. Увидев это чудо, совершенное Иисусом Христом, Симон всем сердцем уверовал в Него. Он увидел, что это не просто пророк, чудотворец, а Творец неба и земли, Которому повинуется вся природа, и припал к коленям Господа, говоря: «Выйди от меня. Господи! потому что я человек грешный». «Не бойся, — ответил Иисус Христос Симону, — отныне будешь ловить человеков». Симон, Иаков и Иоанн, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». [1]

Рыболовы — люди бедные, простые, неученые. Вот из каких людей выбирал Себе Господь первых апостолов: да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей. Мир со всей его суетой то же, что бушующее море; души же человеческие то же, что рыба в этом море житейском. Мрежа, или невод, которым апостолы уловляют людей, — это святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так святые апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия в благодатный корабль Христов, то есть в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовою и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия — диавола, если только человек сам пребудет на корабле Христовом, то есть не уйдет из Православной Церкви в ереси и расколы.

Святые апостолы ни на минуту не задумались, они оставили во имя Господа, во имя спасения людей и своего собственного спасения всё: и лодки с рыбой, и сети, и дом, и родных, и свои привычки, и пристрастия, которые не могли же они не иметь, как люди, и свою волю — и последовали за Своим Небесным Учителем по Его спасительному крестному пути. Они последовали Его святой воле: отреклись себя и греха, стали творить только правду Божию, усердно заботились о спасении людей от грехов, учили воле Божией, заблудших привели на путь правды и спасения, а просвещенных, очищенных, освященных привели к Отцу Небесному в вечные Его обители.

Дорогие братия и сестры! Будем же и мы подражать, в чем можем, апостолам. Оставим и мы, но не всё, конечно. Оставлять дом и сродников не требуется от всех, а оставим грехи, свои страсти, свои греховные поползновения и вредные привычки. Оставим всё, что влечет нас ко греху, в вечную погибель, что удаляет нас от Бога, от святыни и правды Его, что лишает нас вечной жизни.

Господь долготерпит нас и не перестает пока еще звать людей идти за Ним. Этой любовью Божией надо дорожить и спешить исправляться, идти за Христом. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», — говорит святой апостол Павел в нынешнем апостольском чтении. [2] «Приидите ко Мне… Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». [3] Этот призыв Спасителя мы постоянно слышим в евангельском чтении. Но что значит идти за Христом? Это значит во всей жизни и делах своих подражать Ему как высочайшему образцу и примеру истинной, святой и богоугодной жизни, жить и действовать так, как жил и действовал на земле Сам Господь Иисус Христос. «Кто Мне служит, Мне да последует», — сказал Господь. [4] Каждый христианин обетами, которые были даны при крещении, принял обязанность быть служителем Иисуса Христа. И для него Христос и Его святая воля должны быть первой и главной целью всей земной деятельности. Чтобы последовать за Христом, нужно знать Его голос и святую Его волю и слушаться Его. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». [5] А голосом этим и является святое Евангелие. И святую волю Свою Господь открывает нам через святое Евангелие и через Святую Православную Церковь, ее богослужение, пение, чтение, таинства, обряды, ее пастырей и духовников.

Многие приступают ко Господу, но не многие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, порой даже восхищаются высотой и святостью его учения, однако же не многие решаются направить поведение свое по правилам и нормам святого Евангелия. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, — говорит Господь, — и возьми крест свой, и следуй за Мною». [6] Взятие своего креста — это самоотвержение, которое заключается в борьбе с грехом и терпеливом перенесении жизненных испытаний, болезней, скорбен и лишений.

Святые отцы со святым пророком Давидом говорят, что мы на земле только «странники и пришельцы», как бы временные гости, что мы граждане неба, собственно жизнь наша на небесах. Эта истина часто забывается. А между тем, только это убеждение дает правильное направление жизни, ибо наше Отечество на небесах и есть вечное пребывание со Христом. В это-то Царство и призывает всех нас Он: «Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». [7] Но Христос не только призывает нас в Свое Царство, но и руководит на пути шествия в него. Только надо слушаться голоса Его и следовать за Ним. Вслед за Господом прошли в блаженную вечность апостолы и все святые. Они дали нам пример духовного совершенства, образец верности, непрерывного служения Богу и Святой Церкви.

Если мы считаем себя учениками Христовыми, то также должны и следовать примеру Спасителя, Его святых апостолов и всех святых. Нас не должны устрашать и узкий путь, ведущий в жизнь вечную, и тесные врата, которыми они шествовали. Но, к сожалению, мы очень часто уклоняемся от этого спасительного пути и идем путем греха и порока, путем, ведущим к вечной погибели. Наша жизнь не всегда соответствует этому высокому званию православного христианина. Мы не умеем, а подчас и не желаем вести борьбу со злом, со всем тем, что мешает нашему спасению. Все горе нашей жизни состоит в том, что мы сами удаляемся от этого незримого духовного мира, где в вековечной славе пребывают святые апостолы и все святые люди со Спасителем нашим, что мы сами раздвигаем ту ужасную пропасть, которая, не дай Бог, может наконец стать непереходимой… [8] Наше внимание всецело приковано к земному, внешнему миру, к его благам, захвачено его суетой, наш дух мы поработили плоти и ее вожделениям и забыли, что у нас бессмертная душа, что есть другой, незримый, духовный мир. Мы мало-помалу отвыкаем от духовного общения с этим миром в вере, любви, уповании, молитвах, таинствах.

Вспоминая сегодня веру, преданность и всецелую любовь святых апостолов Петра, Иакова и Иоанна Богослова и всех святых, которые ради Господа и спасения раз и навсегда решительно оставили свою волю и невозвратно последовали за Господом, опомнимся и мы, дорогие братия и сестры! Опомнимся, пока еще есть время, склоним колена сердца своего, прострем свои руки к Нему со слезами искреннего раскаяния в нашей греховности, возненавидим всякий грех и всецело последуем за Господом нашим Иисусом Христом, во всем исполняя Его святую волю, ибо Ему слава подобает со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Лк. 5,1-11.

[2] 2 Кор. 6, 2.

[3] Мф. 11, 28-30.

[4] Ин. 12, 26.

[5] Ин. 10, 27.

[6] Мк. 8, 34. Мф. 16, 24.

[7] Мф. 25, 34.

[8] См. притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16, 26).

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...