Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) во вторую неделю по Пасхе. О блаженном неверии

logo

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе! 

Дорогие братья и сестры, первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхою, что означает: «вместо Пас­хи», — в этот день повторяется празднование Пасхи. Иногда его называют «Неделею новою» и «Неделею о Фоме». Через семь дней после явления апостолам Господь явился еще раз — ради одного Фомы, которого тогда не было со всеми. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». [1] Но как он мог не поверить собратьям? Почему за свое упорное неверие Фома заслужил величайший дар, а не примерное наказание?

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) во вторую неделю по Пасхе. О блаженном неверии



Уверение Фомы. Икона из собрания ЦАКа

О Фоме сказано очень немного, но это немногое очень важно. Когда Господь узнал о смерти Лазаря и собрался идти в Иудею, Он сказал ученикам: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» [2]. А что значит «пойдем к нему», если Лазарь мертв и если иудеи ищут убить и Са­мого Иисуса? Фома сразу все понял и решительно сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» [3]. Такие слова не часто можно услышать, и такие слова не забывают ни люди, ни Бог. А вот слова: «Если не увижу… не поверю», — приходится слышать постоянно. Но, как правило, так говорят люди, которые сами не ищут Бога, не ищут истину и не собираются ни с кем и ни за кого умирать. Таким Господь никогда не явится, чтобы не вызывать в ответ прямого богохульства, когда им некуда спрятаться от неопровержимой истины.

Господь явился Фоме потому, что Фома готов был, даже не зная о победе над смертью, умереть вместе с Иисусом. Фома тогда еще решил: если Иисуса с ним не будет, то незачем жить.

Господь явился, как и в первый раз, и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» [4]. И Фома только и мог воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» [5] После этого Господь сказал как бы с укором: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»[6]. Но что для Фомы этот укор, когда он весь поглощен радостью — снова видеть Учителя? Теперь он готов на любые страдания, чтобы только доказать Ему свою любовь. Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, говорит святой Иоанн Златоуст, сделался, по бла­годати Божией, мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Хрис­ту сына и супруги правителя индийского города Мелиаполя святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и наконец, прон­зенный пятью копьями, отошел ко Господу.

И нам, дорогие братья и сестры, Господь обещает блаженство, если мы, не видя, будем стараться уверовать в Него, если поймем, что вопрос веры и неверия — это вопрос жизни и смерти. Ведь в том и блаженство — встретить Христа не как доказательство, что Он есть, но как долгожданного Гостя, по Которому истомилось сердце и без Которого невозможно жить.

Поэтому — блажен Фома, наконец увидевший и уверовавший, и блаженны все не видевшие, но тоже уверовавшие и ждущие в на­дежде Царства Небесного. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Ин. 20, 25.

[2] Ин. 11, 14-15.

[3] Ин. 11, 16.

[4] Ин. 20, 27.

[5] Ин. 20, 28.

[6] Ин. 20, 29.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.