Великий страстотерпец Христов, святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни.
Его отец — воевода города — был христианином. Святой Димитрий, будучи храбрым воином и обладая незаурядным умом, по повелению императора Максимиана был назначен правителем всей Солунской области. Основным требованием к новому воеводе было очистить город от нечестивых христиан, предавая их лютой смерти. Святой Димитрий сам был христианином, поэтому вместо преследования христиан, он стал проповедовать Христову веру, обращая ко Христу многих язычников. Слух об этом дошел до царя, который, возвращаясь с Сарматской войны, остановился в Солуни. Солунский воевода мужественно исповедал пред царем святую веру во Христа, обличая языческое многобожие. За это он был заключен в темницу, где его пронзили копьями посланные от царя воины.
Великомученик Димитрий Солунский.
Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
После мученической кончины страстотерпца от прославленных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Он явился особенным покровителем своего родного города Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов
Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых мучеников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, которые оставил нам Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10, 32-33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5,44-45).
Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Христовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.
Великомученик Димитрий Солунский
Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об отношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Внимательно читая жизнеописания святых мучеников, мы увидим, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напротив, они видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Хорошо помня слова Спасителя о том, что без воли Божией не падает и волос с головы, они хорошо понимали, что не может быть ничего случайного в таком великом деле, как спасение души. Перед ними всегда стоял живой образ нашего Учителя и Спасителя Иисуса Христа, которому они и старались подражать своей жизнью. Когда Христос предстал на суд пред Пилатом, то на Его молчание Пилат сказал: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? На это Иисус ответил: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19, 10-11). Говоря так, Христос указал на Божий Промысл, на то, что Он не случайно стоит перед Пилатом, который, конечно, не понимал того, что это уничижение Христа необходимо для спасения мира. Один святитель, как бы от лица Христа, так говорит о Пилате: «Ты только слепое орудие Промысла Божия, что даже не подозреваешь и не понимаешь, на какое дело ты употребляешься».
Также было и с мучителями, которые, подвергая нечеловеческим мучениям свои жертвы, думали, что причиняют им только боль и страдания, даже не подозревая, что этим возводят их в большую славу на небесах. Помня об этом, святые мученики считали своих мучителей первыми благодетелями, молились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им греха жестокости сердца. Так действуя и поступая, они быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.
Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можем сказать, что как далеко отстоим от образа жизни святых мучеников, так же далеки и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими совесть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь любви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо, чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различными страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые Отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода оскорбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее устроение, благодаря чему обнаружатся наши страсти, об искоренении которых мы могли бы позаботиться.
Один из отцов говорит так: «Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби. Нет! Они изнутри вас происходят; а люди это суть только орудия, которыми действует Бог в деле нашего спасения к нашему очищению».
Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбления от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелятелях только обидчиков, но никак не увидим в них своих благодетелей, исцеляющих наши души от страстей и тем самым доставляющих нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.
Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение. Один духоносный отец, рассуждая об этом, уподобляет такое наше устроение духовной ярмарке, на которой благоразумные и действующие по учению святых Отцов получают прибыль, а действующие по страсти самооправдания терпят большой убыток. Он пишет: «Ты говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает; а я скажу напротив — бывает, но вы плохо торгуете, и мало барыша получаете от невнимания вашего; всякий скорбный случай, досада от кого-либо, или уничижение, или укорение, или презрение и тому подобное — есть торг; а стечение многих таких случаев — есть ярмарка; торговать и получать прибыль на ярмарке состоит в произволении каждого переносить с самоукорением и смирением и приобретать от этого душевные исцеления от страстей; многие приобретают, а многие не только остаются без приобретения, но даже и с убытком».
По учению святых Отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устроения вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей. Один святой отец говорит: «При обвинении себя будет упраздняться действие гордости, а при обвинении других умножится гордость, а с нею умножатся и скорби. Кто же виною этому? Мы сами!» В другом месте он говорит, что за гордость, самомнение и ропот искушения попускаются даже свыше сил. Вот его слова: «Бог не посылает нам искушений выше меры, разве только за гордость, за самомнение и за ропот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать; великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягчают их».
Будем в своей христианской жизни подражать святым мученикам в великодушном перенесении самой смерти. Если же будем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе даже начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призывать себе в помощь святого великомученика Димитрия и прочих святых мучеников. Аминь.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...