Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014) на праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

logo

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.  (Стихира, глас 2, поемая на молебне вместо тропаря)

Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014)  на праздник иконы  Божией Матери «Всех скорбящих Радость»



Божия Матерь Всех скорбящих Радость.

Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Слышали мы, братья и сестры, слова этой глубоко-содержательной стихиры. Почему Она, Пречистая, всех скорбящих Радость, алчущих Питательница, больным Посещение, Жезл старости и другими словами стихиры именуемая? Потому что Она родила Невместимого всей вселенной Бога, Который принял на Себя человеческую плоть, жил с людьми, учил как жить, составив учение в Своих заповедях в Евангелии, претерпел поругания за это и с креста — в лице апостола Иоанна Богослова — усыновил Ей все человечество словами «Се сын Твой» и, обращаясь к Иоанну, сказал: «Се Мати твоя». Здесь, у креста, получив власть Материнства, Она наша Заступница, печется о всем человеческом скорбящем роде. Это можно видеть на протяжении истории человечества. Она является святым Апостолам после Своего успения и утешает их скорбные сердца, явившись на воздухе, в сопровождении ангелов и святых словами «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Она утешает преподобного Сергия, обещаясь «неотступна быти места сего». Она дарует исцеление сестре патриарха Иоакима Евфимии после водосвятного молебна, которая тяжко страдала, и от которой отказались все врачи, но после молебна исцелилась —  за что окружавшие больную воспели молитву: «Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали». И с этого времени стала называться ныне празднуемая икона «Всех скорбящих радость».

 Она является избитому и израненному разбойниками преподобному Серафиму Саровскому и говорит: «Сей от рода Нашего». Своим же прикосновением исцеляет страдальца.

Из этого мы видим, каких скорбящих она утешает и врачует – тех, которые призывают Ее на помощь. Она близка к призывающим Ее и Сына Ее.

Кажется, и мы молимся дома и в храме, но почему же очень часто ощущаем пустоту на душе и тугу сердечную. Почему не имеем утешения от молитвы домашней и общественной в храме? Почему постоянным нашим спутником в жизни является уныние и порой отчаяние? А ведь святой апостол Павел пишет к Солунянам: «Вы – слава наша и радость» (1 Сол. 2,20). В лице их и к нам относятся его слова. А соответствуем ли мы по жизни этим словам. Радуется ли Апостол нашему поведению в жизни? Исполняем ли мы благое иго Христово и легкое Его бремя. Если обратиться к нам, священнослужителям – облеклись ли мы в правду и говорили ли мы ее людям так, как нужно говорить? Если говорим – то почему же нас не слушают? Причина вся в том, что мы далеко не соответствуем своему назначению и своим поведением в жизни попираем Правду Божию, внося соблазн в Церковь. Хотя бы такой маленький пример. Если находимся в алтаре или на клиросе, наблюдается недобросовестное отношение к делу: ненужные разговоры, а иногда и смех, а еще хуже, когда священнослужитель придет в храм или увидят его на улице в нетрезвом виде. А ведь сказано: «горе человеку, через которого идет соблазн».

Присмотрись каждый христианин к себе самому, живешь ли ты жизнью, требуемой Христом Спасителем. Далеко нет, ссылаемся на «дух времени». У Господа же не так. Его закон вечен, как Он вечен, а потому, чтобы жить, необходимо его исполнять. Мы его не исполняем, потому наша молитва и не доходит до Господа и Царицы Небесной. Остаемся мы со своими грехами и скорбями, и, не имея утешения, отчаиваемся. А ведь во всем этом виноват сам человек, и его не утешать надо, а вразумлять. Приведу один пример подобного вразумления — разговор двух молодых людей. Одной девице-христианке случилось быть у своей подруги, у которой находился её родной брат. Все они в детстве росли вместе. И вот, будучи взрослой, девица посетила их. Но когда объявила им, что она желает идти домой, брат подруги предложил свои услуги проводить ее до дома. Дорогой молодой человек спрашивает ее, почему она к нему за последнее время стала особенно сурова, хотя прежде были большими друзьями?

— Мы уже не дети, — сухо ответила она, — старое было хорошо, когда мы были мальчиком и девочкой. Теперь мы взрослые и стали иными.

— Не знаю, как вы, — продолжал молодой человек, — но я остался тем же. Мало того, вместе со мною выросло и мое чувство преданности к вам, и я всеми силами души хотел бы, чтобы добрые отношения наши не менялись, а еще более окрепли.

Девица неловко засмеялась и сказала:

— Напрасное желание. Вы знаете изречение: «времена меняются и мы вместе с ними».

Молодой человек обиделся.

— Вы напрасно шутите; мое чувство к вам вполне серьезно. Я хотел бы знать, что вы скажете, если я сделаю вам предложение быть моей женой.

— Я отвечу вам, что напрасно поднимаете этот вопрос. Мы с вами неподходящие друг для друга люди.

— Почему?

Девушка молчала. Она боялась, чтобы не наговорить ему лишнего. Он настаивал.

— Скажите, почему? Поверьте, сильнее огорчить меня вы уже не можете, а я, по крайней мере, буду знать причину. И кто знает, может быть, удастся ее устранить.

— Нет, устранить нельзя, потому что причина в вас самих. У вас нет серьезной цели вашей жизни. Я не могу вас уважать, как я хотела бы уважать любимого человека. Скажите, зачем вы живете? Что вы делали в жизни? Что думаете сделать? Вы происходите из почтенной семьи, учились в лучшей школе, слушали лучших профессоров, к вашим услугам были лучшие книги и пособия. Вы видели лучшие произведения искусства, слышали лучшую музыку, видели лучшие пьесы и лучших артистов на сцене. На вас потрачены громадные материальные, умственные и нравственные средства. И все это для чего? К чему все привело? Что вышло из вас? Прожигатель оставленных родительских средств и жизни, данной вам Богом. Кругом так много зла, так много пошлости, глупости и злобы. Так нужны всюду работники, молодые, энергичные, светлые силы и вы так позорно бездельничаете. Неужели вы не могли бы быть пригодны для чего-нибудь более высокого и ценного, чем ваша конюшня, бильярдная и клуб? Что в вас может привлекать серьезную девушку?

В пылу своей речи она и не заметила, что дошли уже до подъезда ее дома, и что молодой человек стоял с жалким растерянным видом. Каждое слово девушки, казалось, хлестало его, как удары бича, и он смущенно шептал:

— Да, вы правы. Все это было глупо и пошло. Все грустно… стыдно. Вы правы… уважать нельзя.

Девушке стало неловко. Она спохватилась, что зашла далеко, наговорила много лишнего. Она кивнула головой и с искренним сердечным: «Простите», скрылась за дверь. Взбежав наверх, к себе в комнату, она остановилась в раздумье у окна.

— Кто дал мне право, говорила она себе, — судить так строго этого парня? У него нет определенной высокой цели в жизни? А у меня самой есть? Сама я сделала что-нибудь путное людям? Что я была доселе? Также, как и он, училась, также стоила больших денег. На себя взяла много, а что дала от себя. Пою в церкви? Но все это опять ведь для себя, для своей славы, для своего удовольствия, а другим ничего. У парня кутежи, карты, а у меня -наряды, выезды и приемы. Одно другого стоит: та же пустота жизни, отсутствие серьезного идейного содержания. И это — «лучшие годы жизни»! Какая пошлость и жалость. Нет, я так больше не могу. Христос страдал за нас, за меня: я должна сделать что-нибудь ради [1] Него, во имя Его дела.

Молодой же человек, придя домой, был очень удручен. Он перестал бывать в клубе, сидел дома и ни с кем не говорил. Чувствовал страшную тоску. Ему становилось жутко и вместе с тем грустно, что он, действительно, вполне заслужил горячую отповедь девушки.

— В самом деле, как глупо и пошло прошли целые годы? – думал он, вспоминая ее слова. Ни дела серьезного, ни серьезных мыслей, ни подготовки к ним. А отчего? Оттого, что и никогда в голову не приходило подумать о необходимости — или даже только возможности! — иной жизни, чем клубы, уборные кафе-шантажных актрис и рестораны. Теперь то он взялся за переработку себя. Прочел «Умственное, нравственное и физическое самовоспитание» Блекки, «Воспитание воли» Пэйо, «Молодежь» Вагнера, перечитал ряд биографий великих людей, героев труда мысли и сильной доброй воли, и главное, подолгу читал и задумывался над Евангелием. В Евангелии перед ним открылся совершенно новый мир, жизнь осветилась новым ярким светом. Его особенно поразили слова: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).



Он задумался:

— Где в самом деле мое сокровище? Что для меня было особенно дорого, ценно? К чему лежало у меня сердце?

И сам же с грустью ответил:

— Ни к чему. Все время жил, как человек с пустым сердцем. Скупец, тот хоть гонится за деньгами; честолюбец приносит все в жертву карьере, а я и этих грубых целей в жизни не имел.

Он невольно чувствовал пустоту и старался чем попало ее заполнить. Будучи праздным зрителем жизни, жалким паразитом ее, он был бременем и для самого себя. Он недавно прочел рассказ о том, как молодой блестящий гвардейский офицер пришел к священнику и жаловался на гнетущую тоску, говоря, что он не знает, чем от нее избавится, и выражал опасения, что он не совладает с собой и застрелится. Священник расспросил офицера о его образе жизни и затем, вместо ответа, открыл окно и крикнул к себе проходившую мимо по улице девочку. Босоножка в лохмотьях вошла и робко остановилась у дверей. Священник обласкал ее, посадил за стол, дал ей пустой стакан, ложку и сказал, что она получит себе серебренную монету, если час без перерыва проболтает ложкой в стакане. Сам же продолжал беседу с офицером. Лицо девочки заалелось от радости при виде монеты. Она ретиво принялась мешать. Но спустя десять минут радость сбежала с ее лица. Ей стало скучно, а еще через десять минут она с досадой бросила ложку и сказала:

— От такой бессмыслицы удавишься с тоски, и не может быть, чтобы людей сажали за такое пустое и глупое дело!

Священник рассмеялся, погладил девочку по голове, дал ей обещанную монету и отпустил, а офицеру, указывая вслед ее, сказал:

— Девочка от пустого и бессмысленного дела чрез двадцать минут заговорила, что можно удавиться с тоски; удивительно ли, что вы, взрослый и как-никак кое-что читавший и учивший человек, через несколько лет пустой бессодержательной жизни почувствовал гнетущую тоску? Надо найти себе дело и дело серьезное, а не болтание ложкой в пустом стакане, не вечное шатание по клубам, театрам и вечерам.

Молодой человек понимал, что этот офицер и он – родные братья в беде, и что роль их в жизни, строго говоря, прямо унизительна для человеческого достоинства: ведь выходит — это положение трутней в улье. Пчелы трудятся, лепят соты, заполняют медом, а трутни, эти «молодые люди», пожирают добытый чужими трудами мед и томятся от собственного безделья. К чему же тогда готовили нас воспитатели? – с досадой спрашивал себя «молодой человек». О чем думали руководители детства и юности – старшие? Мне вот двадцать пять с лишком лет, а что я сделал? Или что способен сделать? Ничего. Положение не из завидных. Хорошо еще, что хоть горькие слова любимой девушки встряхнули, сорвали повязку с глаз, заставили подумать. Ну, а если бы на ее месте оказалась одна из милых девушек с личиком херувимов и с птичьей головой на плечах, привыкшая только порхать по визитам, концертам, вечерам и спектаклям и без умолку щебетать затворенные фразы о затрепанных всеми пустяках: о последнем бале, о нарядах, бывших там, о новой пьесе или картине, об огромном скандале или о скверной сплетне? Мешание ложечкой в пустом стакане продолжалось бы и дальше, да и дети, очевидно, пошли бы по той же проторенной дорожке. Положительно в словах «нет худа без добра» — глубокая правда, — заключил «молодой» человек с горькой усмешкой. Отказ девушки был горьким, но необходимым лекарством. [2]

Пример серьезный. Не проводим ли мы время напрасно и бесценно. Ведь нас окружают люди, и радость нашего сердца и счастье лежит в сердце другого человека. Нужно видеть людей и стараться всегда быть им полезным — с искренним сердцем. Не напрасно говорит мудрый Соломон: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2), и мы должны прислушиваться к его словам. Да и святой апостол Павел сегодня нас призывает:  «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Сол. 2,5-11). Если Бог смирил Себя до крестной смерти, постараемся и мы, братия и сестры, смирить себя самих и не высокоумствовать, а жить жизнью христианской. И если ты действительно считаешь себя в числе их, не разливай яд своей развращенной жизни на других, погибая сам от этого, в то же время помня слова преподобного Исаии: «честь и поношения ближнего — есть честь и поношения всех нас», и тогда прибегай за помощью к Царице Небесной.

Аминь.

6 ноября (24 октября по ст.ст.) 1972 год 

Покровский храм Московской Духовной Академии


Примечание:
[1] Петров Г. По стопам Христа, ч.I, изд. 6. Спб, 1903, с. 54-57

[2] Там же, с. 115-120

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[3]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...