Пролог в поучениях. Собираясь в храм Божий на служение или просто на молитву, мы должны быть особенно внимательными к ceбе, к своим мыслям, чувствованиям, намерениям и делам

logo
Пролог в поучениях. Собираясь в храм Божий на служение или просто на молитву, мы должны быть особенно внимательными к ceбе, к своим мыслям, чувствованиям, намерениям и делам



Слово от Патерика о прозорливом иepeе

Случается, братие, что иногда, собираясь утром в церковь на служение, или просто на молитву, мы чувствуем какое-то угнетенное состояние духа, недоволь­ство всем окружающим, а иногда даже и безпричинную злобу на ближняго. И попадись нам в это время навстречу кто-либо из знаемых нами, мы иногда, без всякаго повода с его стороны, оскорбляем такового и наносим ему печаль. Это нехорошо. Гнев, злоба, в каком бы виде ни проявлялись с вашей стороны, всегда противны Богу и всегда лишают нас Его благоволения.

Некто из святых отцев скитских разсказывал следующее: когда в одном из скитов служил иepeй в церкви, во время совершения им таинства Святаго причащения, являлся образ Духа Святаго в виде орла. Этого образа из народа никто не видал, кроме клириков и священнодействовавших. В некоторое время один из монахов, шедших в церковь, встретил диакона, отправлявшагося на служение литургии, и стал просить его, чтобы он сказал ему что-либо на спасение души. Диакон отвечал ему, что ему теперь не время разговаривать, и ушел от oпeчаленнаго инока. Началась Божественная литургия. Но что же? Во время совершения таинства, всегда являвшагося изображения Святаго Духа не было. Иерей сказал диакону: «Что же это значит, что мы не видим образа Святаго Духа? Кто-нибудь из нас coгpешил! Отойди от престола, и мы узнаем, кто во греxe из нас». Диакон отошел, и изображение Святаго Духа тотчас появилось вновь… По окончании литургии, иepeй спросил: «Скажи мне, что же ты сделал?» Диакон отвечал: «Ничего я не сделал, разве только иноку, просившему у меня слова на cпaceниe души, сказал: мне не время теперь с тобою раз­говаривать».— «Видишь ли, — заметил ему иepeй,- ты вот опечалил брата своего, а Господь лишил нас за это Своего образа!» — Диакон тотчас же пошел и испросил прощение у опечаленнаго им инока, и, ко­нечно, навсегда получил для себя урок быть впредь особенно внимательным к ceбе, идя на совершение Божественной службы.

Будем же, братие, и мы внимательны к ceбе, когда идем или просто для молитв или на службу в цер­ковь Божию. Видите ли, как враг нашего спасения неуклонно следит за нами? Отчего это в обыкно­венное время мы большею частию спокойны, а как идти в церковь, тут у нас и поднимается и безсмысленный гнев на ближняго, и уныние, и недоволь­ства кат-то так и гнетут нас? Все это козни диавольския. И будем же, поэтому, осмотрительны и внимательны к себe… Чтобы сохранить в душе на пути в церковь мир, спокойствие и благоговение, будем помышлять о том, что в церкви мы получаем величайшия блага. «В церкви,- говорит святой Златоуст, — радующиеся продолжают свою радость; в церкви скорбящим утешение, в церкви печальным веселие, в церкви удрученным отдых, в церкви труждающимся успoкoeниe. Ибо сказано: npиидите ко Мне, вcu труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Mф. 11, 28). Что вожделеннее сих слов, что усладительнее сего зова? На пир зовет тебя Господь, когда зовет тебя в церковь, приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горе­стей, облегчает тяжесть грехов, врачует скорбь душевную удовольствием, печаль веселием. Какая неизреченная заботливость! Какое небесное приглашение!» (Т. 6). Такия и подобныя размышления без сомнения, успокоительно подействуют на нашу душу, сообщать ей благодать Божию, а с нею, без сомнения и утвердят в душе мир и успокоение, столь необходимые для души в часы ея ближайшаго общения с Господом. Аминь.

Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.