Пролог в поучениях. Пути Промысла Божия неисповедимы

logo
Пролог в поучениях. Пути Промысла Божия неисповедимы

(Слово о судех Божиих неиспытаемых, молившуся о них некоему монаху, дабы ведал судьбы Божия).

Bместо того, чтобы преклоняться пред неисповедимым в путях Своих Богом, и с смирением взирать на все Его действия, мы, напротив, часто дерзко судим распоряжения Господни, иногда ропщем на них. А сего быть не должно. Пути Промысла Божия хотя и неисповедимы, но всегда благотворны для нас и всегда ведут к добрым последствиям.

Один отшельник просил Бога, чтобы дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Однако, Бог не открыл ему того, что ему хотелось знать. Инок все-таки не переставал молиться, и наконец Господь вразумил его. Когда он отправился к одному, вдалеке живущему от него, старцу, ему явился, в образа монаха, Ангел и предложил быть спутником. Отшельник очень рад был предложению, и оба пошли вместе. Когда день склонился вечеру, они остановились на ночлег у одного 6лагочестиваго мужа, и сей принял их с таким почетом, что даже пищу предложил на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы, Ангел взял блюдо и бросил в море. Старец недоумевал, однако, ничего не сказал. Пошли далее и на другой день остановились у другаго, тоже благочестиваго мужа, и этот также принял их с ра­достью, и ноги им умыл, и всякое внимание оказал. Но опять беда! Когда отшельник с спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетняго своего сына, чтобы благословили его. Но, вместо благословения, Ангел, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния ни слова не могли произнести, и старец выбежал вон, а спутник, не отставая, последовал за ним. На третий день пути им оста­новиться негде было, кроме одного полуразрушеннаго и всеми брошеннаго дома, и они приютились в нем. Старец сел вкусить пищи, а спутник, к его изу­млению, опять начал странное дело. Он стал раз­рушать дом и, разрушив, начал опять строить его. Видя это, старец не вытерпел: „Да что ты: бес или Ангел? Что ты делаешь?» — с гневом ска­зал он спутнику. „Да, что-ж я делаю?» — возразил тот. „Как что? — продолжал старец, — третьяго дня у добраго человека блюдо отнял и бросил в море; вчера отрока лишил жизни, а сегодня, для чего ты разрушил и снова начал строить дом сей?» Тогда Ангел сказал ему: „Не дивись, старче, сему и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я скажу тебе. Первый принявший нас муж действительно во всем богоугодно поступает; но блюдо, брошенное мною, приобретено им неправдою; а потому я и бросил его, чтобы он не погубил чрез него награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос малолетний сын его, то был бы страшный злодей поэтому я и взял душу его, за добро отца его, чтобы и он спасся.» — „Ну, а здесь-то, что ты делал?»— спросил старец. Ангел продолжал: «Сего дома хозяин был чeлoвек безнравственный и ради этого обнищал и скрылся. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото, и некоторые знают о сем. Посему-то я и разорил его, чтобы отселе никто не искал здесь золота и чрез него не погиб». Ангел так заключил речь свою: „Возвратись, старче, в келлию свою и не мучайся без ума; ибо так глаголет Дух Святый: судове Господни — глубина многа, неиспытаема и недоведома человеком; посему ты и не испытывай их — не будет тебе это на пользу.» Ангел, затем, стал невидим, а пораженный старец раскаялся в своем заблуждении, и после разсказывал всем с ним происшедшее.

Смирим же, 6paтие, свой разум и не будем ста­раться проникать в то, что в делах Божескаго Промысла непостижимо для нас. Да и может ли быть иначе, когда разум наш ограничен и ктому же потемнен грехом, а Бог во всех Своих совершенствах безпределен, Его ведение и премудрость не имеют границ. Наше дело следовать воле Божией, лобызать руку Божию милующую и наказующую нас, и, подвизаясь в добродетели, сохранять преданность воле Божией. Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.