Пролог в поучениях. Против страха смерти

logo
Пролог в поучениях. Против страха смерти

Декабрь. 8-й день

(Страсть св. отец наших, яже живыя сожже Авенир царь).

Когда-то я говорил вам, братие, что для того, чтоб не бояться смерти, нужно чаще размышлять о ней; ныне предлагаю вашему вниманию касательно того же еще наставление. Выслушайте следующее повествование.
Индийский царь Авенир, до принятия крещения был злой гонитель христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве монахи—в продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертию. Вскоре после этого, во время поездки на охоту, Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидя их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: „Что же? Разве вы не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?”
“Знаем, отвечали иноки, и вышли из твоей страны, а что ныне проходим ею, то это для того, чтобы доставить пищу оставшимся здесь братиям.“ Да какая же им пища нужна, вскричал царь, когда они осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все приговоренные к смерти находятся в ужасе и печали и не требуют пищи?“ — „Нет, царь, не все осужденные на смерть в страхе и печали находятся, отвечали иноки; ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошаго не ожидают для себя в жизни будущей, и к земным благам настолько привязаны, что с величайшим трудом разстаются с ними. Мы же, оставивши сей мир и все, что в нём, и проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся, потому что любовь имеем лишь к небесному, и смерть вожделенна для нас, как скорейшее прехождение к жизни лучшей и вечной.” — „Но, однако, сказал царь, вы вышли из моей страны; значить на самом деле боитесь смерти.“ „Нет, царь, не ради страха смерти мы вышли из твоей страны, отвечали иноки, а ради жалости к тебе, чтобы не подвергнуть тебя за умерщвление нас вящшему осуждению. А уж если нашей смерти непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас нестрашна.” Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать иноков злой смерти — сжечь. И тако, заключает сказание, смерть прияша Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша.
Итак, вот каково средство не бояться смерти! Оно, как видите, состоит в том, чтобы не привязываться в продолжение жизни к земным благам, любить всем сердцем Господа Иисуса и постоянно размышлять о том блаженстве, которое уготовал Бог любящим Его. Что средство это действительно против страха смерти, то подтверждают нам своим примером не только вышеупомянутые иноки, но и весь сонм мучеников, пострадавших за Христа. С верою в Него и будущую жизнь они не только смело, но и с радостию смотрели в глаза смерти, — ибо убеждены были, что она для христиан есть только прехождение к жизни лучшей вечной. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.