Пролог в поучениях. Притча св. Варлаама о житии и о смерти человека

logo
Пролог в поучениях. Притча св. Варлаама о житии и о смерти человека
Все мы, бpaтиe, хорошо знаем, что после смерти нашей одни дела наши останутся тем, которые переживут нас на проклятие или благословение и одни дела наши понесем на раменах души нашей на судилище Божие. Кроме сего, все мы хорошо знаем и то, что в сей жизни нужно обогащать себя тем, что пойдет с нами в вечность, т. е. делами добрыми и что тот ужасный враг самому себе, кто живет так, как будто бы ему и умирать никогда ненадобно. Все мы хорошо знаем это, а между тем живем так, как словно и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего нет, не было, и не будет. Поэтому о том, что мы хорошо знаем, необходимо и еще постоянно напоминать нам и еще, и еще говорить нам о необходимости обогащать себя делами добрыми, которыми только и можем мы быть счастливы в жизни будущей.— В виду же всего сказаннаго мы и напомним вам о том, что вы хорошо знаете, но не исполняете.

Преподобный Варлаам в притче своей „о житии и о смерти человечи» говорит следующее: „Был некоторый великий город, граждане котораго имели обыкновение избирать себе в царя — мужа чуждаго им, из неизвестной им страны, но с тем, чтобы он пробыл у них царем только один год, а затем они ссылали его на один из необитаемых островов и там царь их от всевозможных лишений погибал. Так погибло несколько царей. Наконец, в упомянутом городе был облечен царскою властию муж весьма мудрый. Узнав о злой участи своих предшественников и о том острове, куда через год он должен быть сосланным, царь сей на остров, ему предназначенный, послал множество верных ему рабов, множество золота и серебра и драгоценных камней, все для своего благополучия на острове том устроил и, когда сослан был на оный по прошествии года, жил на острове в изобилии, безпечально и радостно. Что значить притча сия? Город — это есть суетный сей мир. Граждане города — это бесы, влекущие нас соблазнами мирскими в ад. Цари—это праведники и грешники. Первые обогащают себя делами добрыми и с ними идут в рай, последние ничего не имеют, кромe зла, и в жизни будущей погибают.

Чему учит притча сия? Тому, чтобы мы помнили что настоящая наша жизнь есть поле, в которое мы должны сеять семена, т.-е. дела добрыя, для жизни бу¬дущей. Будем сеять, и семена наши возрастут, принесут плоды и этими плодами, т. е. Последствиями от добрых дел, будем наслаждаться в обителях Отца Небеснаго. Не посеем здесь добраго ничего, ничего хорошаго не увидим и в веке грядущем. В виду этого, по слову Господа, и собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20—21). Аминь.

Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...