Пролог в поучениях. Ошибочные наши мнения о людях высокопоставленных

logo
Пролог в поучениях. Ошибочные наши мнения о людях высокопоставленных

Месяц февраль. 10-й день

(Повесть о святем Ефреме преподобнем и о Василии Велицем)

О людях высокопоставленных, увенчанных славою и честью, мы часто имеем совершенно ложные понятия. Мы говорим: «Где же им унаследовать Царствие Небесное, когда они живут в чести и роскоши, и стол имеют богатый, и одежду носят чуть ли не царскую, и прислуги имеют множество и т.д.?» Такое мнение наше о людях высокопоставленных бывает нередко весьма ошибочным, что можно доказать и самым делом.

Однажды преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, стал просить Бога открыть ему – насколько преуспел в духовном делании святитель Василий Великий. Молитва его была услышана, и он узрел столп огненный, простиравшийся от земли до неба. И при этом послышался голос: «Ефрем, Ефрем! Как велик столп огненный, который ты видел, так велик и Василий». Тогда Ефрем, взявши с собою переводчика, который знал греческий язык, пошел с ним в Кесарию, где Василий Великий был архиепископом. Прибыли они в Кесарию в самый праздник Богоявления Господня, и Ефрем тотчас же отправился в церковь, где служил Василий. Увидев последнего в великой славе и чести, окруженного сонмом священнослужителей, Ефрем воскликнул к своему спутнику: «Напрасно мы с тобой трудились, брат! Таким ли я ожидал его видеть! Может ли он быть велик пред Господом, когда находится в таком чину и почестях? Ведь, напрасно мы понесли тяготу дневную и зной! И я опять удивляюсь, как такой человек может быть подобен столпу огненному». А между тем Василий Великий послал архидиакона позвать Ефрема в алтарь. Когда архидиакон передал Ефрему приглашение Владыки, Ефрем сказал: «Владыка, должно быть, ошибся: мы странники, и он нас не знает», – и остался на своем месте. Тут началась проповедь. И что же? Во все время ее преподобный к ужасу своему, видел как бы язык огненный, исходивший из уст св. Василия. После проповеди, архиепископ сказал архидиакону: «Поди, скажи пришельцу, к которому я послал тебя, так: «Господине Ефреме, вниди во святый алтарь». Архидиакон сказал. Тогда преподобный воскликнул: «Воистину велик Василий! Сам Дух Святый вещает устами его!» Когда же, после литургии, он увидел архиепископа, последний сказал ему: «Рад я видеть тебя, умножившего в пустыне учеников Христовых и бесов изгонявшего именем Христовым. Но, зачем ты пришел видеть меня? Видь я – человек грешный» Ефрем был поражен. Но затем, причастившись Святых Таин из рук святителя Василия, он обратился к нему с просьбою, чтобы он испросил ему разумение греческого языка. Молитвою архиепископ испросил ему это и потом посвятил его сначала во диакона, а после и во пресвитера.

Смотрите же: что говорил преподобный Ефрем о св. Василии, когда в первый раз увидал его? Говорил своему спутнику: «Напрасно мы трудились, идя сюда для того, чтобы увидать его. Может ли он быть велик пред Господом, когда находится в таком чину и почестях!» Однако прав ли был Ефрем? Нет, ибо он, во-первых, увидел как бы язык огненный, исходивший из уст св. Василия; во-вторых, св. Василий показал себя пред ним прозорливцем; а в-третьих, наконец, и чудо над ним сотворил, испросив ему разумение чуждого ему языка. Итак, братие, прежде времене ничтоже судите (1 Кор. 4:5) и не забывайте того, что спасаются не одни нищие, но и одетые в порфиру, и почтенные великим саном святительским, и богатые, и вельможи, и другие люди высокопоставленные. Так, Давид жил посреди великолепия царского и принял венец. Авраам имел жену и детей, триста восемнадцать рабов и рабынь, множество золота и серебра; однако же это не воспрепятствовало ему приобрести имя друга Божия. Да, повторяем, прежде времене ничтоже судите. Аминь.

Источник: Пролог в поучениях. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.