Пролог в поучениях. К присяжным заседателям

logo
Пролог в поучениях. К присяжным заседателям
Февраль. 16-й день (н.ст.) 

(Слово от пандока еже необиноватися лица человеча. Прол. февр. 3)  


Некоторым из вас, братья, вверяется судьба подсудимых, и от вас зависит, оправдать или осудить того или иного человека. Должность, по нашему мнению, очень тяжелая. Как, например, осудить виновного, когда у этого виновного есть обстоятельства – и в пользу его? и как оправдать иного, когда впереди от него добра ждать нечего? Как тут быть?

В одном из слов в Прологе, «еже необиноватися лица человеча,» говорится: «И лицеприятие, и человекоугодие – и то, и другое суть зло, и мы должны чуждаться их. Слова лицемерных лукавы и ложны и часто производят смуты… Богатый представляет на суд многих друзей, а нищий лишается и последнего друга… Не следует нам поступать так, но должны быть справедливы… и должны исторгать и убогих из рук грешных и от них избавлять их… Нехорошо быть двоедушными на суде и лицеприятными. Не на лицо зряще судите, — говорит Апостол Иаков. — И если придет на суд муж, имеющий на руке золотой перстень, а на плечах богатую одежду, а вместе с ним войдет и нищий в рубище, то не предпочитайте первого последнему, иначе будет на вас грех, и вы сами осудитесь как законопреступники. И не уклоняйтесь от правды на суде и не защищайте нечестивого. Кто оправдывает такового, тот становится ненавидимым людьми, а кто обличает, тот хорошо делает, и придет на него благословение. И Господь, чтобы научить нас нелицеприятию, когда некто сказал Ему: се мати Твоя и братия Твоя вне стоят видети Тя хотяще, то отвечал: кто сотворит волю Отца Моего, тот есть и брат Мне, и сестра, и мать.

Итак, вот как нужно быть судьям, когда от них потребуют сказать: да или нет? Нужно конечно, прежде всего помнить, что милость хвалится на суде и, насколько возможно и насколько совесть позволяет, быть милостивыми к подсудимым. Что делать, ведь все мы люди, не ангелы, и ошибаться свойственно нам всем. Вем, — говорит Апостол, — яко же живет во мне, сиречь во плоти моей, доброе (Рим. 7:18). Но при этом, как слышали из слова, судьи должны быть и нелицеприятны, правдивы и судить не на лица зряще. Да и это судьям необходимо, ибо не всегда похвально и оправдание подсудимых, ибо через оправданных незаконно могут пострадать и подлинно невинные и могут беззакония умножиться, и правда на земли умалиться. Все это судьями, конечно, должно быть предусмотрено, и они должны быть особенно осторожны при произнесении своих приговоров. Трудно это? Ну, в таком случае за вразумлением пусть судьи к Богу прибегают, и, без сомнения, в затруднительных обстоятельствах Он укажет им, что нужно делать и на истинный путь направит их. Аминь.
Источник: Пролог в поучениях. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...