Проза Алексиевич стала спектаклем Александра Демахина

logo
Проза Алексиевич стала спектаклем Александра Демахина

В минувшее воскресенье, 11 сентября, в арт-кафе «Вишнёвый сад» Александр Демахин представил свой новый спектакль «Время секонд хэнд», поставленный по одноимённой книге нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич.

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Это произведение – один из лучших образцов  художественно-документальной прозы. В нём собраны многочисленные монологи людей, переживших драматичный период в истории нашего Отечества: конец 1980-х – начало 1990-х.

Для постановки Демахин выбрал лишь два монолога. Женщина-армянка рассказывает о своей жизни в Баку. Она вспоминает, как вчерашние добрые соседи-азербайджанцы вдруг превратились в лютых врагов, как несмотря ни на что она продолжала любить азербайджанского парня Абульфаза и стала его женой. Как пряталась по чердакам и подвалам от толп, одержимых идеей уничтожения «неверных». Потом бегство с ребёнком на руках в неприветливую Россию, где жителей закавказских республик называют «чурками» и «чучмеками».

Проза Алексиевич стала спектаклем Александра Демахина

 

Монолог женщины переплетается с монологом мужчины. Он русский, живущий в России. Но жизнь его тоже исковеркана Советским Союзом. Отец – военный лётчик, всерьёз воспринимающий пропаганду патриотизма, служения родине и самопожертвования. Он заставляет сыновей читать и пересказывать «Повесть о настоящем человеке». В итоге дети возненавидели эту историю про лётчика, лишившегося обеих ног. Молодой человек попадает на срочную службу в советскую армию, в которой царят порядки не лучше, чем в колонии для преступников. Вина юношей в том, что им исполнилось 18. Потом гробы сверстников с первой чеченской.

Из этих двух историй, которых на самом деле были десятки тысяч, получилась щемящая драма, обнажающая подлую, лживую и кровавую сущность тоталитаризма.

Жаль, что этот спектакль для Сергиева Посада оказался разовым продуктом. Он появился на свет в результате участия Александра Демахина весной этого года в театральной лабораторию «Современная поэзия и проза», которую в Курганском театре драмы проводил  театральный критик Павел Руднев. Четыре молодых режиссёра должны были в течение 10 дней поставить эскизы спектаклей. Александр выбрал книгу Алексиевич.

(Подробности см. также http://www.kopeika.org/kultura/aleksandr-demakhin-rasskazal-o-laboratorii-v-kurgane )

Эскиз получился настолько удачным, что Демахин решил превратить его в полноценный камерный спектакль. Два курганских актёра — Анна Сараева и Константин Галушин – специально приехали в наши края, чтобы показать работу посадскому, а потом московскому, зрителю. Гости «Вишнёвого сада» высоко её оценили. Аплодисменты перешли в овацию, у некоторых в глазах стояли слёзы.

Проза Алексиевич стала спектаклем Александра Демахина

Трудно говорить про хэппи-энд в спектакле «Время секонд хэнд», но луч надежды пробивается сквозь советский и пост-советский мрак. Вот эта армянская женщина, пережившая ужасы резни, предательство, равнодушие, сохранила в себе самое главное – способность любить. В самом конце спектакля она говорит: «Все мои знакомые армяне из Баку уехали в Америку… Я тоже пошла в американское посольство… «Расскажите вашу историю», — попросили меня. Я рассказала им про свою любовь… Молчали, они долго молчали. Молодые американцы, очень молодые. Потом стали говорить между собой: и паспорт, мол, у неё испорченный… и странно всё-таки, почему муж семь лет не приезжал? Муж это или не муж?.. Я поняла, что они мне не верят. А у меня нет других доказательств, кроме того, что я люблю… люблю и ещё раз люблю. А вы мне верите?».

Сергей Шиляев

Цитата из спектакля:

«Раньше мы все советские были, а теперь у нас новая национальность — «лицо кавказской национальности». Я бегу утром на работу и никогда не смотрю молодым ребятам в лицо — у меня черные глаза, черные волосы… В воскресенье, если выйдем с семьёй на улицу, то прогуляемся в своём районе, возле своего дома: «Мама, я хочу на Арбат… Хочу походить по Патриаршим прудам…» — «Туда не пойдем, доченька. Там – скинхеды. Со свастикой. Их Россия – для русских. Без нас»».

Источник: Копейка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Арт-кафе «Вишневый сад»
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр-т, 134/2 Сайт: vs-cafe.ru Телефон: +7 (496) 540-51-14 Часы работы: Вт-Чт c 12.00 до 23.00, Пт-Сб c 12.00 до 1.00, Вс-Пн - выходной   Арт-кафе «Вишневый сад» Это кафе, где можно за... подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[3]Демахин Александр Александрович
Родился 9 июля 1985 года в г. Сергиев Посад. В 2002 году окончил Сергиево-Посадскую гимназию. В 2007 году с отличием окончил Литературный институт имени Горького ... подробнее...

[4]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...